Комплексное развитие инновационной системы Калужской области

МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ 
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ИННОВАЦИЙ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 27.01.2011 г.

№ 24-од

г. Калуга

О ведомственной целевой программе
«Комплексное развитие инновационной системы Калужской области»

В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 26.05.2008 № 210 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета», постановлением Губернатора Калужской области от 21.12.2010 № 400 «О министерстве развития информационного общества и инноваций Калужской области», распоряжением Губернатора Калужской области от 21.12.2010 № 391-р/лс «О Шерейкине М.Л.» ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить ведомственную целевую программу «Комплексное развитие инновационной системы Калужской области» (далее — Программа) (прилагается).
  2. Управлению инноваций и предпринимательства министерства обеспечить реализацию Программы.
  3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на начальника управления инноваций и предпринимательства С.Д. Медова.

Заместитель Губернатора
Калужской области 

М.Л. Шерейкин


Приложение к приказу
министерства развития
информационного общества
и инноваций
Калужской области
от «27» января 2011 года № 24-од

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ (ВЦП)
«Комплексное развитие инновационной системы Калужской области»

Наименование субъекта
бюджетного планирования

Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области

Наименование ВЦП

Комплексное развитие инновационной системы Калужской области

Наименование подразделения,
ответственного за реализацию ВЦП

Управление инноваций и предпринимательства министерства развития информационного общества и инноваций Калужской области

Дата и номер приказа, которым
утверждена ВЦП

Приказ министерства развития информационного общества и инноваций Калужской области № 24-од от 27.01. 2011 года

Цель ВЦП

Устойчивое экономическое развитие Калужской области на основе использования её инновационного потенциала

Задача ВЦП

Главной задачей программы является реальное превращение научно-технического и инновационного потенциала области в основной фактор, обеспечивающий устойчивое развитие региональной экономики

Целевые индикаторы реализации ВЦП

Наименование целевого индикатора

Значение целевых индикаторов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего

Объем привлеченных внебюджетных средств и средств иных источников на финансирование инновационных проектов в расчете на 1 рубль бюджетных средств (руб.)

3,78

3,81

3,88

Объем выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, реализующими инновационные проекты, в расчете на 1 рубль бюджетных средств (руб.)

220

230

240

Объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекты, в расчете на 1 рубль бюджетных средств (руб.)

21,3

22,5

23,7

Прирост среднемесячной заработной платы в расчете на 1 субъект малого и среднего предпринимательства, получивший государственную финансовую поддержку (руб.)

2000

2200

2500

Объем привлеченных субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов в расчете на 1 рубль бюджетных средств (руб.)

11,9

12,5

13,0

Количество менеджеров инновационных компаний, студентов, аспирантов и других, прошедших подготовку и переподготовку в инновационной сфере (ед)

100

150

150

400

Сроки реализации ВЦП

2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего

(млн. руб)

Областной бюджет

52,05

52,05*

52,05*

156,15*

* - Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию ВЦП из областного бюджета, ежегодно уточняются при формировании проекта закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Участие в ежегодном конкурсе Минэкономразвития России по отбору субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства, позволит привлечь для реализации ведомственной целевой программы дополнительные средства федерального бюджета.

Мероприятия программы будут реализовываться с привлечением средств муниципальных бюджетов.


1. Краткая характеристика инновационной деятельности в Калужской области

Предпосылки создания ВЦП

В Российской Федерации сложилась недопустимая ситуация, когда доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает 10 процентов, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет всего 5,5 процентов. По Калужской области для крупных и средних предприятий эти показатели составили в 2008 году 8,9 и 3,0 процента соответственно.

Количество малых предприятий на тысячу жителей в Российской Федерации составляет всего шесть, в то время как в Англии и Франции их 30-35. Количество инновационных предприятий среди малых в Российской Федерации всего лишь один процент, в то время как во всем мире в развитых экономиках — это примерно половина.

В Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года Президентом России поставлены ориентиры, на которые должна выйти экономика страны к 2020 году, в том числе:

  • доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40-50 процентов;
  • доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должна увеличиться до 20-25 процентов.

Выход на эти показатели невозможен при нынешнем состоянии отечественной инновационной системы. Как в целом по стране, так и в Калужской области, целостность инновационной системы на сегодня отсутствует.

По такому показателю, как «Доля промышленной продукции, произведенной инновационно активными предприятиями, в общем объеме промышленной продукции региона», Калужская область занимает 6 место по Российской Федерации, имея по нему 27 %, а показатель «Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, произведенной инновационно активными предприятиями» составил 9,4 % (журнал «Бюджет», февраль 2008).

По данным Калугастата в среднем на одну инновационную организацию в 2008 году приходилось 1202 млн. руб. отгруженной продукции, а на неинновационную — 245 млн. руб. В среднем на одну организацию специалисты с высшим образованием составили 236 человек в инновационных организациях и 33 человека — в неинновационных.

Однако по такому показателю, как «уровень научной деятельности» и «техвооруженность исследований» регион занимает лишь 32 и 33 места соответственно. Эксперты ГУ «Центра исследований и статистики науки» констатируют, что такой низкий рейтинг, в том числе Калужской области, из-за того, что предпринимательские структуры в инновационной деятельности делают упор на приобретение машин и оборудования, а не на исследования и новые разработки, как ведущие мировые фирмы производящие высокотехнологическую продукцию.

С целью установления наиболее востребованных направлений государственной поддержки инновационного предпринимательства были определены основные факторы, препятствующие инновационной деятельности в регионе (таблица 1)**

(**- Информационно-аналитические материалы «Об инновационной активности организаций Калужской области в 2007 году» Издательство Калугастат, октябрь 2008 г.)

Таблица 1

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1.

низкий платежеспособный спрос на новые продукты

55 %

Не названы

Не названы

Не названы

2.

недостаток собственных средств

5,3 %

51,8 %

74,4 %

73,1 %

3.

высокая стоимость нововведений

43,1 %

27,1 %

60,8 %

61,4 %

4.

недостаточная финансовая поддержка государства

38,4 %

20,7 %

50 %

49,1 %

5.

высокий экономический риск

Не названы

Не названы

34,5 %

39,2 %

В регионе ещё неразвита кооперационная сеть: наука и образование (с фундаментальными исследованиями) — инновационный малый и средний бизнес (с опытно-конструкторскими разработками) — крупный бизнес (с промышленным производством).

Поэтому государственная поддержка наукоемких и высокотехнологичных компаний и проектов играет на данном этапе развития определяющую роль.

С этой целью в Калужской области приняты Закон Калужской области от 04.07.2002 № 134-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности», областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005-2010 годы» (далее — Программа), а также ряд нормативных актов, регламентирующих порядок такой поддержки.

За период действия Программы созданы основные элементы региональной инновационной системы: пять бизнес-инкубаторов, в которых размещены 28 малых инновационных компаний, два инновацинно-технологических центра (развития лазерных- и нанотехнологий), три центра коллективного пользования приборами и оборудованием, региональная сеть трансфера технологий, венчурный фонд и другие. Государственную поддержку (субсидии) получили более 100 малых и средних инновационных компаний. Общий объем государственной финансовой помощи составил более 52,0 млн. рублей. Из которых около 15 млн. рублей было предоставлено субсидий на погашение 11 малым и средним инновационным предприятиям части затрат по уплате процентной ставки по привлеченным кредитам.

Результатом стало создание 65 новых технологий, получение более 40 патентов, выполнение 54 НИОКР, подготовка 65 специалистов в области инновационного менеджмента и коммерциализации НИОКР, создание дополнительных более 200 рабочих мест и 34 новых малых инновационных предприятий. Рост средней заработной на предприятиях-получателях субсидий составил в среднем 30...35%, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней у них выросли от 1,4 до 3 раз.

Однако деятельность региональной инновационной инфраструктуры, малых инновационных компаний еще недостаточно скоординирована между собой. Большинство муниципальных образований Калужской области до сих пор не включены в инновационную деятельность, поэтому отдача от неё еще остается в нашем регионе невысокой.

Необходимость реализации ВЦП

Основными предпосылками для реализации ВЦП в Калужской области являются:

  • комплексное инновационное развитие региона сдерживается отсутствием достаточного объема финансирования инновационных разработок и компаний, в первую очередь на этапе их «start up»;
  • существующие элементы региональной инновационной системы (бизнес-инкубаторы, региональная сеть трансфера технологий, инновацинно-технологические, — образовательные центры, коллективного пользования приборами и оборудованием и другие центры) не позволяют в полной мере задействовать имеющийся научно-технический потенциал, в том числе вузовские разработки и разработки НИИ;
  • механизмы реализации частно-государственного партнерства по развитию инновационной деятельности, как правило, заимствуют западный опыт и не адаптированы к современным Российским условиям;
  • в государственных структурах инновационная активность значительно выше, чем в частных структурах (например, в Калужской области, по данным Калугастата, число организаций, выполняющих исследования и разработки, в государственном секторе более чем в 2 раза выше, чем в предпринимательском секторе);
  • низкий уровень развития инновационного менеджмента и отсутствие у широкого круга руководителей системного понимания механизмов инновационного развития организаций; как следствие — необходимость формирования вектора инновационного развития со стороны государства;
  • создаваемые в рамках данной ВЦП с государственным участием структуры способны будут решать задачи развития новых технологий, подготовки кадров, создания высокотехнологичных рабочих мест, увеличения доли инновационной продукции, в первую очередь — экспортно-ориентированной, в общем объеме производства.

Ключевые аспекты инновационного развития региональной экономики

В инновационном развитии региональной экономики есть три ключевых аспекта:

  • кадры для инновационной деятельности;
  • востребованность идей и инновационных разработок;
  • инновационная инфраструктура.

Кадры для инновационной деятельности. Практика инновационной деятельности подсказывает необходимость особого внимания к кадровому обеспечению разработок, освоения и внедрения новой техники и наукоемких технологий. Кадровое сопровождение должно быть адекватным всем составляющим воспроизводственного процесса в системе «наука — производство — рынок»: исследования и разработки, приобретение новых технологий, производственные проектно-конструкторские работы, производственное обслуживание новых технологических линий, маркетинговые исследования и т.д.

Обучение и подготовка кадров для эффективной инновационной деятельности — наиболее важное и сложное звено современных научно-производственных и инновационных систем. Дефицит кадров необходимой квалификации остро ощущается в инновационной сфере. По данным Калугастата в 2008 году в составе внутренних факторов, которые препятствуют инновациям, в качестве основного, решающего и значительного фактора 26,4 % обследованных организаций назвали недостаток квалифицированного персонала. Для решения данной проблемы в Калужской области успешно был реализован российско-шведский проект «Развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий в Калужской области» («Гроу-Калуга»). Так, за период его действия с 2004 по 2007 годы при государственной поддержке подготовку и переподготовку в области инновационного менеджмента и маркетинга прошли 357 человек.

Подготовку инновационных кадров необходимо развивать и далее, находя для этого новые формы (семинары, тренинги, выездные сессии и т.п.), вовлекая в этот процесс всё большее количество руководителей малых, средних и крупных предприятий и организаций Калужской области. Такая работа особенно становится актуальной после принятия Государственной Думой РФ Федерального закона, позволяющего создавать при вузах и НИИ малые инновационные компании (№ 217-ФЗ от 02.08.2009).

Востребованность идей и инновационных разработок. Областной бюджет в последние годы вынужден предоставлять существенные средства на поддержку наукоемких разработок и проведение прикладных исследований, поскольку частный бизнес в Калужской области и в целом по России еще не начал финансировать эти направления в достаточном для инновационной экономики объеме, в отличие от ситуации за рубежом.

Так, в развитых странах на одну часть государственных средств в общих расходах на инновации приходится не менее двух частей денег от частного бизнеса. Положение дел в нашем регионе свидетельствует, что инновационные идеи пока не востребованы региональной экономикой. По данным Калугастата из 453 организаций всех форм собственности (за исключением субъектов малого предпринимательства) обследованных в 2009 году 36 организаций ( 39 — в 2008 и 2007 гг.) были инновационно активными.

В последнее время стала проявляться потребность в выполнении технологических исследований (лазерной техники, нанотехнологий и других), но уровень таких запросов пока очень далек от решения поставленной Президентом России задачи по доведению доли предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50 процентов. Часто сдерживающим фактором развития малых и средних предприятий, особенно на начальном этапе их инновационного развития, является недостаток средств на проведение необходимых научных и маркетинговых исследований, покупку оборудования, лицензий и другие статьи расходов.

В связи с этим целесообразно предусмотреть для начинающих собственный бизнес малых предприятий государственную поддержку выполнения ими лицензионных соглашений, покупки нового наукоемкого оборудования и приборов, проведение маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на их начальном, наиболее рисковом этапе. Такую поддержку на региональном уровне было бы возможным оказывать из средств Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Калужской области, венчурного фонда или созданного специально для поддержки начинающих малых компаний, посевного фонда финансирования.

Инновационная инфраструктура. За период действия областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005-2010 годы» при государственной поддержке созданы основные элементы региональной инновационной инфраструктуры. Пять бизнес-инкубаторов (в том числе один студенческий), два инновационно-технологических центра (лазерных и нанотехнологий), три центра коллективного пользования приборами и оборудованием при бизнес-инкубаторах, региональная сеть трансфера технологий, входящая в общероссийскую сеть, венчурный фонд, ведутся работы по созданию технопарка в сфере высоких технологий «Обнинск». Создано ОАО «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области».

Созданная инфраструктура в ближайшие годы должна стать эффективным механизмом частно-государственного партнерства по поддержке малого инновационного бизнес, особенно в начальный период его развития.

Планируется дальнейшая государственная помощь по созданию и развитию в муниципальных образованиях Калужской области бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коллективного пользования приборами и оборудованием и прототипирования, центров коммерциализации инновационных разработок и проектов при вузах и НИИ, в том числе использующих нанотехнологии.

Будет налажена совместная работа с ОАО «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области» по поддержке инноваций, а также создан фонд финансирования инновационных проектов на ранней стадии развития проектов. Продолжится работа по развитию в регионе венчурного финансирования наукоемких разработок малых компаний.

Центры коллективного пользования и прототипирования

Целью создания Центров коллективного пользования и прототипирования (ЦКПП) является объединение уникального измерительного и технологического оборудования необходимого для исследований в области материаловедения и неразрушающего контроля, нормативно-технологического сопровождения технологических разработок, подготовки производства. На базе ЦКПП будут выполняться физико-химические и иные исследования металлов и сплавов, отрабатываться новые методики неразрушающего контроля металлических конструкций, осуществляться подготовка производства (от компьютерного проектирования до изготовления и контроля деталей и технологического оснащения), проводиться нормативно-технологическое сопровождение разработок.

Для обеспечения устойчивого роста существующих и вновь создаваемых малых инновационных компаний (МИП) необходимо развитие научно-исследовательской и экспериментальной базы. У малых и средних инновационных компаний существует потребность в современном научно-исследовательском, аналитическом и экспериментальном оборудовании. Подобное оборудование является уникальным и дорогостоящим, и его приобретение за счет собственных средств МИП, как правило, невозможно. ЦКПП позволит создать научно-исследовательскую и материально-техническую базу, которая будет общей для целого ряда малых и средних инновационных компаний. Услугами ЦКПП смогут воспользоваться все высокотехнологичные предприятия Калужской области, которым необходимо исследовать партии металлов, получаемых от поставщиков и используемых в производстве, провести неразрушающий контроль различных конструкций и металлов, а также разработать полную систему подготовки производства новых изделий. Подобный центр планируется создать на базе ОАО «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области» совместно с КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана.


ОАО «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области»

ОАО «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области» (ЦКР) станет системным координатором инфраструктуры поддержки и развития инновационного предпринимательства в Калужской области, осуществляющим сопровождение инновационных проектов от момента их зарождения до выхода на проектные производственные мощности и привлечения масштабных инвестиций. Целями деятельности ЦКР являются:

  1. Участие в реализации стратегических задач и направлений инновационной политики Калужской области;
  2. Создание условий для возникновения и продвижения инноваций, повышение конкурентоспособности региональных компаний, расширение возможностей для развития бизнеса в Калужской области
  3. Создание, развитие и продвижение инновационных кластеров, обеспечение условий для эффективного кластерного взаимодействия органов власти, бизнеса, образования и науки;
  4. Управление региональными проектами инновационного развития;
  5. Поиск, привлечение и локализация на территории Калужской области инвестиционных проектов в высокотехнологичных отраслях экономики;
  6. Взаимодействие в рамках национальной инновационной системы с институтами развития РФ («Российская корпорация нанотехнологий», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.) и привлечение их финансов;
  7. Содействие созданию и развитию фонда посевного финансирования инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития;
  8. Предоставление услуг по бизнес-планированию, составлению дорожных карт в высокотехнологичных отраслях экономики;
  9. Организация мониторинга состояния инновационного, научного и образовательного потенциала Калужской области;
  10. Организация и проведение ежегодного Обнинского инновационного форума;
  11. Организация конференций, семинаров, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах субъектов инновационной деятельности Калужской области;
  12. Содействие в маркетинге, сертификации, лицензировании, патентовании, финансировании инновационных проектов, поиск партнеров при формировании и реализации проектов;
  13. Обеспечение консультирования субъектов инновационной деятельности по программам государственной поддержки РФ и Калужской области, направленным на инновационное развитие, территориальное развитие, субсидирование субъектов малого предпринимательства и т.п.;
  14. Проведение технологических аудитов и выявление разработок, имеющих коммерческий потенциал, маркетинговые исследования инновационного рынка;
  15.  Обеспечение участия Калужской области и субъектов инновационной деятельности региона в международных программах и проектах и другие.


Фонд финансирования инновационных проектов на ранней стадии развития проектов

Для финансовой поддержки вновь созданных малых инновационных компаний, имеющих наукоемкие разработки, но не имеющих достаточного количества собственных средств, планируется создание совместно с ОАО «Российская Венчурная Компания» (ОАО «РВК» г. Москва) регионального фонда финансирования инновационных проектов (далее — фонд) на ранней стадии их развития.

Общий объем фонда составит 100 млн. руб. Доля региона в фонде составит 12,5% (12,5 млн. руб.), ОАО «РВК» 75% (75 млн. руб.) и частных инвесторов 12,5% (12,5 млн. руб.).


Развитие венчурного финансирования на территории Калужской области

Одним из основных мероприятий ведомственной инновационной программы является поддержка инновационных проектов, которая предусматривает обеспечение финансирования всех этапов инновационного процесса: от стартовых вложений (посевного финансирования) до венчурного и кредитного финансирования на завершающих стадиях.

В области учреждена некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Калужской области». Поступившие в качестве имущественного взноса средства от областного и федерального бюджетов в объеме 140 млн. рублей переданы отобранной по конкурсу управляющей компании «Сбережения и инвестиции» (г. Москва) для формирования закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Калужской области» в объеме 280 млн. руб.

Планируется активное взаимодействие с представительством управляющей компании в нашем регионе с целью подготовки заявок на финансирование, мониторинг их выполнения.


2. Цель и задачи ВЦП

Стратегическая цель программы заключается в устойчивом экономическом развитии Калужской области на основе использования её инновационного потенциала. Индикаторами эффективности расходования государственных средств для достижения этой цели служат:

  • рост объема привлеченных внебюджетных средств и средств иных источников, в том числе кредитных, на финансирование инновационных проектов в расчете на 1 рубль бюджетных средств;
  • рост объема выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, реализующими инновационные проекты, в расчете на 1 рубль бюджетных средств;
  • прирост среднемесячной заработной платы в расчете на 1 субъект малого и среднего предпринимательства, получивший государственную финансовую поддержку;
  • количество менеджеров инновационных компаний, студентов, аспирантов и других, прошедших подготовку и переподготовку в инновационной сфере.

В соответствии с этим главной задачей программы является реальное превращение научно-технического и инновационного потенциала области в основной фактор, обеспечивающий устойчивое развитие региональной экономики.

Выполнение указанной задачи будет осуществляться посредством решения ряда взаимосвязанных задач, в число которых входят:

  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей частно-государственное партнерство в инновационной сфере;
  • создание условий для развития вновь созданных малых инновационных компаний;
  • создание и развитие инфраструктуры инновационной сферы, включая подготовку кадров в области инновационного менеджмента;
  • использование возможностей международного и межрегионального научно-технического сотрудничества для развития инновационного потенциала Калужской области;
  • организация взаимодействия органов государственной власти Калужской области с федеральными органами власти, а также органами местного самоуправления в вопросах развития инновационной деятельности.

Реализация поставленных задач должна осуществляться на основе использования таких принципов, как:

  • концентрация материальных и иных ресурсов на прорывных наукоемких направлениях (в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 21.01.2005 № 14 «Об утверждении основных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий в Калужской области);
  • рациональное сочетание государственного регулирования с действием рыночных механизмов, прямых и косвенных методов поддержки инновационной деятельности.

Программа направлена на создание условий для активного использования инноваций в самом широком спектре направлений — технологиях, менеджменте, маркетинге и др., а также повышения конкурентоспособности организаций, расположенных на территории Калужской области, расширения возможностей для их развития.


3. Срок реализации ВЦП

Программа реализуется в течение 2011- 2013 годов.


4. Целевые индикаторы

Оценка эффективности ВЦП будет осуществляться с применением следующих целевых индикаторов.

Целевые индикаторы реализации ВЦП

Наименование целевого индикатора

Значение целевых индикаторов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего

Объем привлеченных внебюджетных средств и средств иных источников на финансирование инновационных проектов в расчете на 1 рубль бюджетных средств (руб.)

3,78

3,81

3,88

Объем выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, реализующими инновационные проекты, в расчете на 1 рубль бюджетных средств (руб.)

220

230

240

Объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекты, в расчете на 1 рубль бюджетных средств (руб.)

21,3

22,5

23,7

Прирост среднемесячной заработной платы в расчете на 1 субъект малого и среднего предпринимательства, получивший государственную финансовую поддержку (руб.)

2000

2200

2500

Количество менеджеров инновационных компаний, студентов, аспирантов и других, прошедших подготовки и переподготовку в инновационной сфере (ед.)

100

150

150

400

Объем привлеченных субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов в расчете на 1 рубль бюджетных средств (руб.)

11,9

12,5

13,0


5. Перечень программных мероприятий

Наименование раздела, задачи, содержание мероприятия

Срок реализации, годы

Объём расходов на реализацию, тыс. руб.

Показатели результативности деятельности

2011

год

2012

год

2013

год

Наименование индикатора

Ед. изм.

Значение индикатора

2011 год

2012 год

2013 год

Задача 1. Развитие нормативной правовой базы

Разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам инновационной деятельности (стратегия, постановления Правительства Калужской области и др.)

2011-2013

Финансирование не требуется

Итого по Задаче 1.

Финансирование не требуется

Задача 2. Развитие кластерной инновационной инфраструктуры

1. Объем привлеченных внебюджетных средств и средств иных источников на финансирование инновационных проектов в расчете на 1 рубль бюджетных средств

Руб.

3,78

3,81

3,88

2.1. Предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру инновационной деятельности (бизнес-инкубаторам, технопаркам, инновационно-технологическим, образовательным центрам, коллективного пользования и прототипирования, коммерциализации разработок и другим), на приобретение оборудования, программного обеспечения, мебели, оргтехники и другие мероприятия, направленные на развитие инновационной деятельности в регионе

2011-2013

8100

10000

10000

2.2. Создание фонда финансирования инновационных проектов организаций Калужской области на ранней стадии развития проектов.

2011

12500

0,0

0,0

2.3. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную деятельность, при исполнении обязательных требований организаций венчурного финансирования к инновационым

проектам в целях их финансирования.

2011-2013

900

1000

1000

2.4. Формирование базы данных инновационных предприятий и проектов Калужской области

2011-2013

Финансирование не требуется

Итого по задаче 2.

21500

11000

11000

Задача 3. Поддержка инновационных

проектов субъектов малого

и среднего

предпринимательства

Калужской области

1. Объем выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, реализующими инновационные проекты, в расчете на 1 рубль бюджетных средств

2. Объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекты, в расчете на 1 рубль бюджетных средств

3. Прирост среднемесячной заработной платы в расчете на 1 субъект малого и среднего предпринимательства, получивший государственную финансовую поддержку в рамках Программы

4. Объем привлеченных субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов в расчете на 1 рубль бюджетных средств

руб.

руб.

руб.

руб.

220

21,3

2000

11,9

230

22,5

2200

12,5

240

23,7

2500

13

3.1. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную деятельность, на реализацию инновационных проектов, в том числе в сфере нанотехнологий:

— на приобретение оборудования, материалов и комплектующих, программного обеспечения, применяемых при реализации проекта;

— на патентование, лицензирование, консультационные услуги, сертификацию, исполнение иных обязательных требований законодательства Российской Федерации;

— на аренду используемых помещений и оборудования;

— на участие в форумах, выставках, обучение, стажировки и т.п.

2011-2013

3 000

1 000

2 000

1 000

5 000

1000

2 000

1 000

5 000

1 000

2 000

1000

3.2. Предоставление субсидий резидентам технопарка «Обнинск» на реализацию инновационных проектов в технопарке «Обнинск»

2012-2013

2000,0

2 000,0

3.3. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную деятельность, на реализацию инновационных проектов, получивших поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

2011-2013

5 000

8 000

8 000

3.4. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную деятельность, на уплату процентов по кредитам российских кредитных организаций

2011-2013

6 000,0

6000

6 000

3.5. Предоставление субсидий (грантов) вновь созданным малым инновационным предприятиям и индивидуальным предпринимателям (в период первого года их деятельности) на:

— получение консультационной поддержки, в том числе юридическое, бухгалтерское обслуживание, маркетинговые исследования, услуги в области защиты прав интеллектуальной собственности,

— методическую и консультационную поддержку при разработке концепций, бизнес-планов;

— приобретение оборудования, материалов и комплектующих, оргтехники, программных средств, применяемых при реализации проекта, аренду помещений и оборудования, используемых для обеспечения деятельностии.

2011-2013

3 000

3000

3 000

3.6. Проведение маркетинговых, научных, статистических и других исследований в сфере инновационной составляющей экономики Калужской области

2011-2013

1 300,0

2 000,0

2 000,0

3.7. Создание банка данных экспертов инновационных проектов.

Финансирование не требуется

Итого по задаче 3.

22300

30000

30000

Задача 4. Кадровое обеспечение

нновационной деятельности и

формирование имиджа

инновационно активного региона

1. Количество менеджеров инновационных компаний, студентов, аспирантов и других, прошедших подготовки и переподготовку в сфере инновационной деятельности

ед.

100

150

150

4.1. Поддержка проектов, связанных с обучением, переподготовкой и повышением квалификации в инновационной сфере работников и менеджеров предприятий, студентов и аспирантов, имеющих инновационные разработки, организация стажировок в инновационных компаниях и организациях инновационной инфраструктуры.

2011-2013

2 000,0

3000,0

3 000,0

4.2. Проведение ежегодного мониторинга инновационного потенциала и кадрового обеспечения инновационной деятельности

2011-2013

1000

1250

1250

4.3. Организация и проведение ежегодного международного инновационного форума на территории Калужской области

2011-2013

1 500,0

2 000,0

2 000,0

4.4. Организация участия и проведения презентаций инновационных разработок и технологий, в том числе в сфере нанотехнологий, субъектов инновационной деятельности Калужской области на международных и всероссийских выставках, форумах, бизнес-миссиях и т.д.

2011-2013

1 600,0

1 800,0

1800,0

4.5. Проведение областных конкурсов на:

— лучший молодежный инновационный проект;

— лучшую инновационную организацию Калужской области;

— лучший отраслевой инновационный проект и другие.

2011-2013

500

1000

1000

4.6. Проведение научно-практических конференций, семинаров и «круглых столов», в том числе молодежных, по вопросам развития инновационной деятельности, кластерного развития и подготовки кадров инновационной направленности, «ярмарок вакансий».

2011-2013

650,0

1000,0

1000,0

4.7. Разработка и тиражирование буклетов, компакт-дисков и другой продукции по вопросам развития инноваций и нанотехнологий в Калужской области и освещение хода реализации программы в средствах массовой информации, сети Интернет.

2011-2013

1000,0

1 000,0

1 000,0

Итого по задаче 4.

8250

11050

11050

ИТОГО по Программе:

52050

52050*

52050*

* - Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию ВЦП из областного бюджета, ежегодно уточняются при формировании проекта закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.


6. Оценка ожидаемой эффективности реализации ВЦП

В результате реализации программы будут достигнуты следующие основные результаты:

  • создана комплексная система поддержки инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, обеспечивающая прохождение инноваций от стадии исследований и проведения НИОКР до стадии коммерциализации наукоемкого продукта;
  • создана развитая инновационная инфраструктура, включающая бизнес-инкубаторы и технопарки, инновационно-технологические и образовательные центры, центры кластерного развития и коллективного пользования приборами и оборудованием, офисы коммерциализации наукоемких разработок, сеть трансфера технологий;
  • обеспечена доступность финансовых ресурсов, в том числе посевных, венчурных и кредитных, для субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимых для реализации инновационных проектов;
  • создана постоянно действующая система подготовки и переподготовки специалистов инновационной сферы малых, средних и крупных предприятий;
  • накоплены опыт и знания в области коммерциализации наукоемкого потенциала и продвижения инновационного продукта на внутренний и внешний рынки.

Реализация программы в течение 2011-2013 годов позволит ежегодно:

  • обеспечивать рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
  • способствовать росту заработной платы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекты;
  • стимулировать рост объемов кредитных ресурсов, привлекаемых субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инновационных разработок;
  • обучать инновационному менеджменту не менее 100 — 150 индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных инновационных предприятий, студентов, аспирантов и другие.

Таким образом, реализация программы станет ощутимым шагом к качественным изменениям в структуре экономики Калужской области, повышению ее стабильности, созданию предпосылок для обеспечения высоких темпов развития, что в итоге приведет к повышению уровня жизни населения.


7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах из средств областного бюджета

Расходы по Программе из средств областного бюджета формируются на основе финансово-экономических обоснований расходов, представленных в Приложение 1 «Обоснование потребностей в необходимых областных ресурсах», по следующим пунктам перечня программных мероприятий ВЦП:

В разделе I. «Развитие нормативной правовой базы» финансирование не требуется.

По разделу 2. «Развитие кластерной инновационной инфраструктуры» расходы из средств областного бюджета предусмотрены в размере 43500 тыс. рублей и включают в себя 21500 тыс. руб. в 2011г., 11000 тыс. руб. в 2012г. и 11000 тыс. руб. в 2013г.

По разделу 3. «Поддержка инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства Калужской области» расходы из средств областного бюджета предусмотрены в размере 82300 тыс. рублей и включают в себя 22300 тыс. руб. в 2011г., 30000 тыс. руб. в 2012г. и 30000 тыс. руб. в 2013г.

По разделу 4. «Кадровое обеспечение инновационной деятельности и формирование имиджа инновационно активного региона» расходы из средств областного бюджета предусмотрены в размере 30350 тыс. рублей и включают в себя 8250 тыс. руб. в 2011г., 11050 тыс. руб. в 2012г. и 11050 тыс. руб. в 2013г.

Участие в ежегодном конкурсе Минэкономразвития России по отбору субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства, позволит привлечь для реализации ведомственной целевой программы дополнительные средства федерального бюджета. Мероприятия программы будут реализовываться с привлечением средств муниципальных бюджетов.


8. Методика оценки эффективности ВЦП

Для оценки эффективности реализации Программы используется утверждённая приказом министра экономического развития Калужской области от 05.06.2008 № 592-п методика типовой оценкой эффективности реализации ведомственных целевых программ.


9. Система управления реализацией ВЦП

Система управления программой направлена на достижение поставленных Программой целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет начальник управления инноваций и предпринимательства министерства развития информационного общества и инноваций Калужской области.

Ответственным исполнителем мероприятий Программы является отдел развития инфраструктуры управления инноваций и предпринимательства министерства развития информационного общества и инноваций Калужской области.

Начальник отдела развития инфраструктуры министерства развития информационного общества и инноваций Калужской области, лицо, ответственное за координацию и реализацию мероприятий Программы, осуществляет:

  • координацию деятельности по реализации мероприятий программы;
  • рассмотрение материалов о ходе реализации программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных программой, объёмов финансирования;
  • организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации программы;
  • взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий программы;
  • несёт ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий.

Управление инноваций и предпринимательства министерства развития информационного общества и инноваций Калужской области осуществляет:

  • текущее управление мероприятиями программы;
  • мониторинг реализации программных мероприятий;
  • разрабатывает план мероприятий по реализации программы на предстоящий год.

Исполнители мероприятий программы несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утверждённых значений целевых индикаторов Программы.

Срок предоставления годового отчёта до 1 февраля следующего за отчётным периодом года.

Управление инноваций и предпринимательства министерства развития информационного общества и инноваций Калужской области информирует ежегодно до 1 марта о ходе реализации ВЦП министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области.