Государственная поддержка экспорта

Государственные органы, регулирующие ВЭД 


Минэкономразвития России

Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, а также развития предпринимательской деятельности.Подробнее


Минпромторг России

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.Подробнее


Минфин России

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)- федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.Подробнее


ФТС России

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дала.Подробнее


Центробанк России

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков.Подробнее


ФСТЭК России

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)— федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.Подробнее


Россельхознадзор

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна.Подробнее


Роспотребнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.Подробнее


Ростехрегулирование

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.Подробнее


Ространснадзор

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.Подробнее


Инструменты регулирования внешней торговли


Госпрограмма "Развитие ВЭД"


Единое экономическое пространство и Таможенный союз




СПРАВКА
по мерам государственной поддержки экспорта в Российской Федерации

Государственное финансовое содействие организациям-экспортерам перерабатывающих производств осуществляется в соответствии с Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р                             (далее – Концепция).

Поддержка экспорта со стороны Государства заключается в следующем:

  • гарантирование экспортных операций;
  • долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование;
  • возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам;
  • страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.

В соответствии с Концепцией в качестве агента Правительства Российской Федерации в сфере финансовой поддержки экспорта определен Государственный специализированный экспортно-импортный банк (ЗАО «Росэксимбанк»). 

Гарантийная поддержка оказывается в отношении экспорта всех работ и услуг российских участников ВЭД, а также при экспорте определенных видов промышленной продукции, в их числе все высокотехнологичные товары. Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. №1222-р.

Федеральным бюджетом предусмотрена Государственная поддержка экспорта и предоставление государственных гарантий в объеме  до 2 млрд. долларов США в 2010 году и до 3 млрд. долларов США в 2011 году.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются российским экспортерам, российским или иностранным банкам-кредиторам, а также ЗАО «Росэксимбанк» по его заимствованиям. Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 803.

В настоящее время Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минпромторгом России подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации ряд изменений в действующие Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации, которые направлены, в частности, на делегирование больших полномочий банку-агенту, сокращение сроков, упрощение самой процедуры выдачи заявителю государственных гарантий, предоставление государственной гарантийной поддержки по операциям торгового финансирования, а также расширение перечня случаев, при которых Правительство Российской Федерации вправе не требовать суверенной гарантии иностранного государства.

В 2010 г. государственные гарантии, за исключением государственных гарантий, выдаваемых при кредитовании российских экспортеров, предоставляются в соответствии с перечнем иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка с учетом предельных страновых объемов гарантирования (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. № 566-р).

Поддержка экспорта со стороны Государства  осуществляется по средствам привлечения сторонних банков-агентов. ЗАО «Росэксимбанк», как банк-агент Правительства Российской Федерации по оказанию финансовой гарантийной поддержки экспорта, осуществляет прием от российских экспортеров и банков-кредиторов документов, перечень которых определен приказом Минфина России от 8 сентября 2004 г. № 76н «О перечне документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции».

Кроме того, в качестве специализированного финансового института ЗАО «Росэксимбанк» предоставляет средне- и долгосрочные кредиты для финансирования экспортных проектов российских компаний, в том числе за счет или с участием средств федерального бюджета (лимит средств на одного заемщика составляет немногим более 400 млн. рублей), осуществляет предэкспортное финансирование российских экспортеров, выдает банковские гарантии, покрывающие обязательства российских экспортеров при проведении внешнеторговых операций.

ГК «Внешэкономбанк» также осуществляет финансовое (инвестиционное) содействие экспорту в соответствии с Меморандумом о финансовой политике Внешэкономбанка, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. № 1007-р.

Российские предприятия, привлекающие заемные средства в российских кредитных учреждениях и ГК «Внешэкономбанк» с целью экспорта своей продукции с высокой степенью переработки, могут получить в Минпромторге России возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам (постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 357 «Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях»). Действующий Порядок отнесения промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки утвержден приказом Минпромторга России от 2 февраля 2009 г. № 31.

В 2010 году федеральным бюджетом было выделено 8 млрд. рублей на возмещение части затрат по уплате процентов по экспортным кредитам .

Руководствуясь решениями Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 19 июня 2010 г., Минэкономразвития России направило в Минпромторг России свои предложения по вопросу о совершенствовании механизма субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам в части более глубокой детализации позиций перечня промышленных товаров с высокой степенью переработки (от шести знаков кодов ТН ВЭД), а также включения в указанный перечень дополнительных позиций высокотехнологичного экспорта, исходя из приоритетных направлений модернизации российской экономики.

Государственная поддержка экспорта на уровне Минэкономразвития заключается в проведении работ по по внедрению нового механизма финансовой поддержки экспорта: страхование экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков.

28 июля 2010 г. наблюдательный совет Внешэкономбанка принял решение об учреждении Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (далее – Агентство) в форме открытого акционерного общества со 100% участием в его капитализации Внешэкономбанка, которая составит 30 млрд. рублей.

Предполагается, что Агентство будет осуществлять страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков с финансовой поддержкой, начиная с 2011 года.

Целевой ориентир деятельности Агентства – страховое покрытие не менее 30% всего объема российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств, строительных и инженерных услуг, начиная с 2013 г. Это позволит увеличить объемы российского экспорта товаров и услуг высокотехнологичной сферы к 2013 году примерно на треть по сравнению с аналогичным показателем 2009 года.

В рамках реализации указанной задачи в третьем квартале 2010 года Минэкономразвития России представило в Правительство Российской Федерации доработанную Концепцию создания и функционирования Агентства, а также внесло в установленном порядке проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от коммерческих и политических рисков».

Создаваемое Агентство должно стать ключевым элементом в формируемой комплексной системе государственной поддержки экспорта в Российской Федерации, обеспечивающим практическую реализацию гарантийно-страховой поддержки российской продукции.

Поддержка экспорта со стороны Государства в выставочно-ярмарочной деятельности, направленной на развитие российского экспорта, также является важным инструментом повышения внешнеторгового потенциала страны.

Организация презентаций отечественной продукции как внутри России, так и за рубежом на конкурсах и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях является существенным фактором, влияющим на установление деловых контактов и направленным на улучшение условий для экспортной деятельности. Это, в свою очередь, способствует привлечению новых технологий и иностранного капитала, импортозамещению, расширению межрегиональных связей, развитию экономики как отдельно взятого региона, так и страны в целом.

В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, функции по поддержке выставочной и ярмарочной деятельности относятся к компетенции Минпромторга России.

В этой области Минпромторгом России осуществляются меры по улучшению подготовки и проведения российских экспозиций на крупнейших международных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, которые предусмотрены Перечнем выставок и ярмарок, организуемых за рубежом в соответствующем году (утверждается ежегодно распоряжением Правительства Российской Федерации).

Перечень выставок и ярмарок, проводимых за рубежом в соответствующем году, на которых планируется организация российских экспозиций, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, подготавливается Минпромторгом России, согласовывается с заинтересованными министерствами и направляется в Правительство Российской Федерации.

Перечень выставочно-ярмарочных мероприятий с государственной поддержкой на 2010 год утвержден распоряжением Правительства от 30 декабря 2009 г. № 2117-р.

Предприятия, отраслевые ассоциации и другие организации могут заранее направлять свои предложения в Минпромторг России по предстоящим выставочно-ярмарочным мероприятиям за рубежом, в которых они хотели бы участвовать на льготной основе за счет средств федерального бюджета. Как правило, сбор заявок на включение в Перечень выставочно-ярмарочных мероприятий с государственной финансовой поддержкой завершается в первом полугодии года, предшествующего проведению мероприятия.

Необходимо также отметить, что Государственная поддержка экспорта распространяется и на отдельные российские организации – субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), которые могут получить финансовую поддержку своей экспортной деятельности на условиях софинансирования из регионального и федерального бюджетов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 г. № 781 «О дополнительных мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта» в 2010 году предусматривается выделение дополнительных 2 млрд. рублей в целях оказания поддержки субъектов малого среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.

Указанные средства федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»                         могут быть направлены в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию следующих мероприятий по содействию экспорту в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства:

  • субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях субъектами МСП, производящими и (или) реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;
  • субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
  • субсидирование части затрат субъектов МСП по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);
  • субсидирование части затрат субъектов МСП по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.

Созданная нормативная правовая база предоставления средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации позволяет использовать возможности регионов по поиску субъектов МСП - потенциальных получателей поддержки, максимально ускорить процедуру предоставления средств поддержки, а также приблизить поддержку к получателям.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета может достигать 95 процентов.

Вместе с тем Минэкономразвития России считает, что Государственная поддержка экспорта в части мероприятий, направленных на поддержку внешнеэкономической деятельности в субъектах Российской Федерации, должна носить комплексный характер и включать как уже действующие финансовые инструменты, так и инструменты, необходимые для создания и развития инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности в субъектах Российской Федерации, включая информационно-аналитическую и консультационную поддержку, кадровое обеспечение.

В этой связи в 2011 году субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включающих финансовые инструменты поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП, предполагается расширить за счет софинансирования следующих видов расходов:

  • субъектов Российской Федерации - на создание и обеспечение деятельности региональных центров координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП;
  • начинающих экспортеров-субъектов МСП (специальные гранты начинающим экспортерам);
  • МСП - на подготовку и проведение «Деловых миссий», проведение маркетинговых исследований зарубежных рынков; поиск и подбор зарубежных партнеров, подготовку и проведение двусторонних бизнес-встреч с потенциальными партнерами и представителями органов власти иностранных государств;
  • субъектов Российской Федерации - на проведение для МСП семинаров, конференций, круглых столов, издание пособий и т.п., связанных с темой продвижения товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки;
  • экспортно-ориентированных МСП - на участие в семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с темой продвижения товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки;
  • субъектов Российской Федерации - на создание и поддержку специализированных региональных баз данных экспортно-ориентированных МСП и инновационных потребностей региона;
  • субъектов Российской Федерации - на подготовку и распространение каталогов и брошюр об экспортных возможностях, инвестиционных потребностях и инвестиционном климате региона;
  • экспортно-ориентированных МСП - на реализацию специальных программ обучения для малых и средних предприятий с целью повышения их квалификации и по вопросам внешнеэкономической деятельности;
  • субъектов Российской Федерации - на реализацию коллективных маркетинговых проектов, направленных на поддержку выхода МСП на внешние рынки;
  • субъектов Российской  Федерации - на проведение на регулярной основе в субъекте Российской Федерации конкурса «Лучший экспортер года».

Таким образом, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предполагается предоставлять, в том числе, на реализацию мероприятий, связанных с созданием и обеспечением деятельности региональных центров (агентств) поддержки экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являлись бы составной частью триединой системы поддержки отечественного экспорта товаров/услуг (Центральный аппарат Минэкономразвития России, торговые представительства Российской Федерации в зарубежных странах, разветвленная сеть региональных центров (агентств) в каждом из субъектов Российской Федерации).

Помимо финансовых механизмов государственной поддержки экспорта в Российской Федерации действуют иные меры стимулирования развития экспортной деятельности российских предприятий.

Работа по выявлению и устранению ограничений в торговой политике зарубежных стран, препятствующих доступу российской продукции, осуществляется Департаментом торговых переговоров Минэкономразвития России по следующим направлениям:

  • профилактика и предотвращение установления необоснованных торговых барьеров на пути конкурентоспособного российского экспорта, включая работу по пересмотру действующих антидемпинговых мер и либерализации иных барьеров в торговле со стороны торговых партнеров Российской Федерации; 
  • устранение дискриминационного подхода в отношении российских компаний на зарубежных рынках (включая решение проблемы признания рыночного статуса российской экономики и дискриминационного установления антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер);
  • защита российских интересов с торговыми партнерами на двустороннем и многостороннем уровнях;
  • поддержка средних и малых предприятий-экспортеров;
  • подготовка единой переговорной позиции Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности за рубежом, в том числе среднего и малого бизнеса включая регулярные консультации с заинтересованными ведомствами и российскими компаниями:
  • методическое, организационное и экспертное содействие российским производителям и экспортерам при выявлении торговых барьеров, включая меры торговой защиты; 
  • разъяснительная работа с российскими производителями и экспортерами по повышению их знаний в многосторонних торговых договоренностях, а также по приведению их торговой практики в соответствие с нормами и правилами ВТО, имея в виду ведущиеся переговоры по присоединению к данной организации.
  • формирование договорно-правовой базы интеграционных объединений с участием Российской Федерации, в частности Союзного Государства, Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ, с точки зрения обеспечения наших торгово-политических интересов, включая вопросы благоприятного доступа российских товаров.

Подробная информация о мерах, направленных на расширение доступа российских экспортеров на внешние рынки содержится на Портале Минэкономразвития России «Внешнеэкономические отношения и международные правила торговли» (www.mdb.economy.gov.ru).

Государственная поддержка экспорта в части Информационной поддержки внешнеэкономической деятельности является одной из наиболее значимых мер развития экспортного потенциала российских компаний.

Специализированные информационные порталы обязательно присутствуют в государственном информационном пространстве развитых и большинства развивающихся стран, что является одной из наиболее эффективных и распространенных форм в области информационно-консультационной поддержки национального экспорта. 

За последние годы Минэкономразвития России был создан ряд информационных ресурсов в сфере ВЭД, из которых наибольший интерес представлял ИПС «Экспортные возможности России».

В целях повышения эффективности информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России разработан и введен в эксплуатацию единый Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет (www.ved.economy.gov.ru), который содержит широкий спектр официальной и аналитической информации в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе:

  • официальную информацию федеральных и региональных органов исполнительной власти о мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • информацию по конъюнктуре зарубежных рынков;
  • актуальную информацию по доступу на зарубежные рынки и возможностях расширения российского экспорта;
  • информацию по практическим вопросам ведения внешнеэкономической деятельности (в том числе по вопросам государственной поддержки экспорта на федеральном и региональном уровне);
  • информационно-аналитические материалы, подготавливаемые с участием научных и деловых кругов;
  • интерактивные сервисы, в том числе для обсуждения актуальных вопросов в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • базу данных российских экспортеров на русском и английском языке
  • информацию о проводимых за рубежом тендерах.

В разделе поддержка экспорта и «Помощь российскому экспортеру» Портала предприятия – действующие и потенциальные участники внешнеэкономической деятельности могут заполнить анкету, которая будет размещена в базе данных российских экспортеров.

Наряду с новыми формами информационно-консультационного обеспечения экспортеров осуществляется и традиционная практика консультирования и содействия российским компаниям при продвижении на зарубежные рынки производимой продукции через сеть торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также через деятельность межправительственных комиссий (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.