Чем лучше промыть систему охлаждения автомобиля. Причины и следствия попадания масла в систему охлаждения

Подписаться
Вступай в сообщество «export40.ru»!
ВКонтакте:

Промывка системы охлаждения двигателя — процедура, о которой очень многие автовладельцы просто-напросто забывают, что нередко приводит к фатальным последствиям. И если Вы давно (или вообще) не промывали радиатор и всю систему охлаждения, то сейчас самое время сделать это. А эта статья расскажет о том, зачем, как и с помощью чего промывать систему охлаждения.

В автомобиле нет «важных» или «не важных» систем - каждая деталь необходима для нормальной работы авто. Однако автовладельцы зачастую забывают об этом, что может привести к серьезным проблемам. Например, далеко не все уделяют должного внимания промывке системы охлаждения, считая это не слишком важным, а впоследствии жестоко расплачиваются за такое пренебрежительное отношение. Расплачиваются рублем и потерянным временем.

Как проводится промывка системы охлаждения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно выяснить - зачем вообще необходимо промывать радиатор и всю систему.

Зачем промывать?

Принцип работы системы охлаждения автомобильного двигателя крайне прост: цилиндры окружены «рубашкой» из охлаждающей жидкости, которая отбирает излишнее тепло и переносит его к радиатору, где отдает это тепло в атмосферу. Жидкость постоянно циркулирует, поддерживая температуру двигателя на определенном уровне.



Обычно в роли охлаждающей жидкости используется вода, а в холодное время года - антифризы, не замерзающие при низких температурах. И именно это создает проблемы.

Дело в том, что вода не может быть идеально чистой (только если она не дистиллированная) - в ней всегда содержатся соли и разнообразные химические соединения, негативно влияющие на компоненты системы охлаждения. Эти растворенные соединения при повышенной температуре воды выпадают в осадок и накапливаются на внутренних поверхностях каналов и трубок системы охлаждения. Проще говоря - образуется накипь.

Антифризы не образуют накипи, однако опасны с другой точки зрения - они (и входящие в их состав антикоррозионные присадки) с течением времени разлагаются, а продукты их разложения негативно сказываются на системе охлаждения. Так что со временем на внутренних поверхностях металлических компонентов системы охлаждения образуется ржавчина, окислы и наслоения разнообразных органических веществ.

Наконец, в систему охлаждения могут попадать разнообразные загрязнения другого рода - масла и другие органические загрязнения, моющие средства, пыль и т.д. Серьезно загрязняют систему и герметики, которые нередко используются для быстрой заделки повреждений в радиаторах и трубках.

Все эти загрязнения - накипь, ржавчина, масляно-органические загрязнения - просто-напросто осаждаются на внутренних поверхностях компонентов системы охлаждения. Все они обладают худшей по сравнению с металлами теплопроводностью, да и просто сужают просвет тонких трубок. Все это ведет к снижению эффективности работы системы охлаждения, и, как следствие, - к перегреву двигателя и другим неприятностям.

Поэтому производители автомобилей рекомендуют регулярно проводить промывку системы охлаждения . Делать это лучше всего при замене охлаждающей жидкости, в зависимости от марки и модели автомобиля, от одного раза в год до раза в три года.

Чем промывать?

Вопрос о том, как и чем промывать - вовсе не тривиальный. Ведь нельзя промыть систему охлаждения обычной водой. Почему? Потому, что в системе скапливаются совершенно разные загрязнения, не поддающиеся удалению даже кипятком.

Например, накипь легко удаляется кислотами, а жиры и органические отложения - только щелочами. А залить в радиатор сразу кислоту и щелочь нельзя - они нейтрализуют друг друга, и эффекта не будет никакого. Кроме того, кислоты и щелочи пагубно влияют на компоненты системы охлаждения.

Решение этих проблем пытаются найти производители составов для промывки систем охлаждения. Сейчас рынок заполнен разнообразными средствами, которые можно условно разделить на несколько типов:

  • Кислотные;
  • Щелочные;
  • Двухкомпонентные;
  • Нейтральные.

Первые и вторые в чистом виде практически не встречаются - они слишком агрессивны и опасны для системы охлаждения, а, главное, требуют нейтрализации после применения. Некоторое распространение получили двухкомпонентные очистители, содержащие два раствора - кислотный и щелочной, которые последовательно заливаются в систему охлаждения, вымывая все типы загрязнений.

Однако сейчас наибольшее распространение получили нейтральные очистители, которые не содержат в своем составе сильных кислот и щелочей. Эти средства обладают разной эффективностью: одни из них используются только для профилактики, другие могут удалять серьезные загрязнения, и лишь немногие могут справиться с по-настоящему сложными загрязнениями.

Современное средство для промывки системы охлаждения - это сложный комплекс разнообразных веществ. Кроме основного чистящего средства в составе содержатся ингибиторы коррозии, диспергенты (поддерживают «оторванные» от стенок загрязнения в подвешенном, дисперсном состоянии, и не дают им снова осесть), средства для промывки пластиков и резины, специальные вещества, защищающие систему охлаждения во время промывки от кислот и щелочей, и т.д.

Сейчас можно найти очистители, пригодные для использования в системах охлаждения самых разных конструкций и способные очищать все виды загрязнений. И при грамотном подборе средства можно решить любую по сложности проблему.

Как промывать?

Каждый очиститель систем охлаждения имеет свою инструкцию по применению, однако в общем случае процедура промывки сводится к следующему:

  • Из системы охлаждения сливается вода или антифриз (предварительно необходимо на несколько минут завести двигатель);
  • В систему заливается вода и очиститель;
  • Включается двигатель (обычно на 5-30 минут в зависимости от средства);
  • По истечении указанного в инструкции к очистителю времени двигатель глушится;
  • Отработанный очиститель сливается из системы охлаждения;
  • Производится промывка водой или специальным составом;
  • Заливается новая охлаждающая жидкость.

Как видите, процедура промывки системы охлаждения очень проста, а поэтому доступна даже неопытным автовладельцам. И эта простая операция поможет продлить ресурс двигателя, поддерживая его характеристики на должном уровне. Небольшие затраты на покупку средства, немного времени на промывку - и результат будет долго радовать Вас и Ваш автомобиль!

Другие статьи

16 Ноября

Надежное запирание дверей, окон, створок или крышек — гарантия сохранности имущества в доме, гараже, на даче и даже в почтовом ящике. Одно из наиболее распространенных средств запирания — навесной замок, о конструкции и типах которого, а также о правильном выборе и применении читайте в данной статье.

9 Ноября

Для ориентирования на местности, помощи в рыбалке и на охоте, для астрономических и иных наблюдений широко используются специальные оптические приборы — бинокли. Все о биноклях, их типах, конструкции, особенностях и основных характеристиках, а также об их правильном подборе — узнайте в этой статье.

2 Ноября

Механизированная абразивная обработка различных поверхностей дрелью или гравировальной машинкой выполняется с помощью сменных наждачных бандажей. Все об этих расходных материалах, их существующих типах, устройстве и характеристиках, а также о правильном подборе и применении абразива читайте в статье.

Практически каждый современный автомобиль запускается поворотом ключа в замке зажигания, основой которого является контактная группа. О том, что такое контактная группа замка зажигания, как она устроена и какие функции выполняет, а также о правильном выборе и замене этого устройства читайте в статье.

12 Октября

Во многих отечественных и зарубежных легковых автомобилях управление светотехникой вынесено на отдельную панель — блок управления освещением. О том, что такое блок управления освещением, какие функции он имеет, как он устроен и работает, а также о его правильном подборе и замене — читайте в статье.

5 Октября

Для работы двигателя внутреннего питания необходим воздух, который отбирается из атмосферы с помощью специального устройства — воздухозаборника. О том, что такое воздухозаборник и для чего он нужен, каких типов бывает и как устроен, а также о правильном выборе и замене этой детали — читайте в статье.

Многие автолюбители почему-то недооценивают важность работы системы охлаждения двигателя. А ведь именно она влияет на долговечность и работоспособность мотора, держа его температуру в пределах рабочей (85-95 градусов Цельсия). Однако со временем радиатор и патрубки скапливают лишнюю накипь, удалить которую простым кипятком очень сложно. Как делается промывка системы охлаждения двигателя своими руками? Ответ на этот вопрос - далее в нашей статье.

Как определить наличие накипи в СОД?

Первым делом необходимо обратить внимание на цвет охлаждающей жидкости. Если тосол заметно помутнел или поменял свой оттенок, значит, в системе много накипи. Бывает и такое, что внутри радиатора образуется ржавый налет. Чаще всего такое явление случается из-за внешних механических повреждений. Но в любом случае при изменении цвета охлаждающей жидкости не следует откладывать промывку «на потом». Пренебрежение этим правилом чревато частыми перегревами ДВС, а соответственно, и существенным сокращением ресурса его деталей.


Правила безопасности

Прежде чем рассказать, как и чем промыть систему охлаждения двигателя, пару слов о технике безопасности. При работе с химическими средствами для очистки следует надеть толстые резиновые перчатки. Также нужно остерегаться попадания данных веществ на поверхность кожи и тем более глаз. Старайтесь не вдыхать пары химии при приготовлении раствора и заливе его в систему охлаждения.

Как производится промывка системы охлаждения двигателя?

Итак, переходим к работе. Сам процесс промывки можно делать по-разному: со снятым радиатором, либо без демонтажа отдельных элементов СОД. Отличие между этими способами заключается в масштабе произведенных работ. В первом случае промывка касается лишь одного радиатора (то есть патрубки и насос остаются нетронутыми). Во втором же накипь прогоняется со всех деталей и узлов системы охлаждения.

Теперь химическая часть. Для промывки специалисты рекомендуют использовать антинакипин либо же каустическую соду. В обоих случаях необходимо соблюдать точную дозировку веществ, иначе вы можете повредить некоторые детали системы охлаждения.

Как приготовить раствор каустической соды? Делается он следующим образом. В машину добавляют порядка 8,5 литра воды и 450-500 граммов соды (для систем охлаждения легковых автомобилей). После этого следует запустить двигатель и дать ему поработать на холостых оборотах 15 минут. Схема системы охлаждения двигателя такова, что за этот период кислота удалит накипь и по малому, и по большому кругу. Обратите внимание, что после данного времени химия может начать разъедать стенки самого радиатора. Поэтому по истечении данного времени смесь сразу же удаляется наружу.

Перед сливом необходимо подложить под днище автомобиля какую-либо пластиковую или металлическую емкость. По окончании работ данный раствор нужно вылить как можно дальше от жилых домов.

Кстати, цвет кислотного раствора после промывки кардинально меняется. Часто из радиатора выходит мутная темно-коричневая смесь, иногда с крупными пластинками накипи.

Очистка соляной кислотой

Такой метод промывки весьма эффективен, но в то же время очень опасен. Если «прогадать» со временем, кислота смоет не только накипь, но и слой меди с радиатора и образует в нем мелкие дыры. Сам раствор приготовляется в пропорции 53 миллилитра кислоты на 1 литр воды.

После залива засекаем 15 минут и запускаем двигатель. Как и в предыдущем случае, по истечении времени глушим двигатель и сливаем жидкость наружу.

Завершающий этап

После всех вышеперечисленных операций необходимо промыть систему простой (дистиллированной) водой как минимум 5-6 раз. Если вы чистите снятый радиатор, для лучшего эффекта можно потрясти его влево-вправо, чтобы кислота в дальнейшем не вызвала коррозию.

Дальше заливается новый тосол. Часто после залива в системе образуется воздушная пробка, поэтому для ее удаления следует открутить крышку радиатора, расширительного бака и поставить автомобиль «передком» на возвышенную поверхность (либо просто поддомкратить с двух сторон). Воздух сам устремится выйти наружу. Вам остается лишь подождать 20-25 минут, пока пробка полностью не ликвидируется. Далее следует обратить внимание на уровень оставшегося тосола в системе. После удаления воздушной пробки, как правило, нужно долить 1-2 литра охлаждающей жидкости в бачок. На этом промывка системы охлаждения двигателя закончена. Теперь автомобиль снова готов к эксплуатации.

Все ли радиаторы можно прочистить?

Устройство системы охлаждения двигателя одинаково на всех машинах, будь это иномарка или отечественный ВАЗ. Поэтому вышеописанные методы очистки можно применять абсолютно на всех автомобилях с СОД жидкостного типа. Но многоразово применять данную операцию допускается лишь на медных и латунных радиаторах. Алюминиевые же не подлежат вторичному использованию (правда, и накипь в них практически не скапливается).

Промывка снаружи

Жидкостная система охлаждения (ВАЗ 2110 в том числе) может подвергаться не только внутренней, но и наружной прочистке. В частности это касается радиатора, который постоянно берет на себя удар из пыли, пуха и насекомых. Вся эта грязь, скопившаяся между сотами радиатора, препятствует нормальному теплообмену, что может привести к перегреву двигателя. Дабы это не случилось, нужно регулярно промывать его поверхность наружи.

Моется радиатор обычной садовой шлангой на расстоянии в 15-25 сантиметров. При этом нельзя создавать большой напор, так как это может повредить тонкие соты охладителя. Для внешней очистки не обязательно применять кислотные растворы - достаточно обычной хозяйственной воды. Те насекомые, которых не удалось смыть шлангой, вынимаются при помощи тонкой швейной иглы, пинцета или маленьких ножниц.

Защита радиатора

Очень часто радиаторы автомобилей забиваются от тополиного пуха. В отличие от насекомых и грязи, он плотно скапливается в сотах и его трудно удалить даже механическим путем. Поэтому в качестве защиты автолюбители ставят перед радиатором москитную сетку. Стоит она недешево, зато эффект, как говорится, налицо.

Итак, мы выяснили, как делается промывка системы охлаждения двигателя своими руками.

Системы смазки и охлаждения являются важнейшими компонентами, напрямую влияющими на работоспособность двигателя. В исправном автомобиле, контуры, по которым циркулируют масло и антифриз, герметичны друг относительно друга и жидкости никак не должны взаимодействовать,а тем более смешиваться.

Если вдруг в расширительном бачке обнаруживается наличие масла, то необходимо срочно провести диагностику и выявитьпричину случившегося. Как правило смазка может попасть в контур системы охлаждения из двух неисправностей:

  • Нарушение герметичности между головкой и блоком цилиндров из-за ослабления болтов крепления, нарушения целостности прокладки между ними, изменения плоскости головки или микротрещин в блоке цилиндров. Как правило, указанные неисправности возникают из-за перегрева двигателя.
  • На дизелях - из-за нарушения герметичности в масляном охладителе.

В любом случае, при обнаружении признаков присутствия масла в охлаждающей жидкости, необходима грамотная диагностика автомобиля и ремонт. После того, как причина смешивания жидкостей найдена и устранена, надо удалить остатки масла из системы охлаждения.

Дело в том, агрессивная среда с повышенной кислотностью, возникающая при смешении антифриза и масла, будет ускоренно разъедать пластиковые и резиновые детали (патрубки, прокладки, сальники),а также способствовать образованию очагов коррозии и её развитию на металлических деталях. Также масло может собраться в сгустки и закупорить каналы в рубашке охлаждения блока цилиндров.

Просто слить загрязненную охлаждающую жидкость и залить новую, будет неэффективно, остатки масла могут остаться на внутренних поверхностях и вновь смешаться с антифризом. Что бы избежать возникновения таких проблем, охлаждающую систему двигателя необходимо промыть. Это можно сделать специальными химическими средствами в автосервисе или самостоятельно, или прибегнув к народным способам.


Очистка системы с помощью специальной автохимии

На Российском рынке представлены несколько эффективных чистящих средств которые можно использовать для промывки системы охлаждения от остатков масла:

  • ABRO AB-505 -удаляет известковую накипь, ржавчину и масляные отложения. Объем 354 мл, заливается в охлаждающую систему, заполненную водой. После нагрева двигателя до рабочей температуры, необходимо дать ему поработать в холостую, в течении получаса. Затем, заглушить двигатель. Дальше промывать систему надо на заведенном двигателе, при открытом сливном кране, постоянно заливая воду в радиатор или в расширительный бачок, до тех пор, пока сливаемая жидкость не станет прозрачной.
  • LIQUI MOLYKuhlerreiniger -эффективное средство, содержащее энзимы и ПАВы, предназначенное для растворения и удаления накипи и загрязнений(в том числе густую смазку) из системы охлаждения и нейтрализует кислоту. В составе отсутствуют агрессивные щелочи и кислоты, поэтому его можно рекомендовано применять при каждой замене. Оно нейтрально к резине, металлу и пластику. Для очистки необходимо залить жидкость в систему (одна баночка на 10 литров антифриза). Затем прогреть двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 10 - 30 минут. Залитую жидкость допускается оставлять в системе на период до трех часов, причем иво время использования машины. После слива старого антифриза, систему надо промыть проточной водой и можно заливать новый.
  • LAVR- набор для двухэтапной, полной промывки. Специально разработан для работы с очень сложными загрязнениями и состоит из двух флаконов:
    1. Очиститель ржавчины и накипи (первый этап)-заливается в пустую систему, а затем она заполняется чистой, желательно дистиллированной водой, до минимального уровня. Затем необходимо прогреть двигатель и оставить его работать на полчаса.
    2. Очиститель масляно-эмульсионных отложений и различных остатков разложения старой охлаждающей жидкости (второй этап). После слива первого раствора, в систему заливается жидкость из второго флакона, и система вновь заполняется водой до минимальной отметки. Машину заводят, прогревают и оставляют работать на полчаса вхолостую. Затем раствор сливается, система снова заполняется чистой водой, двигатель прогревается и его оставляют работать на 15 минут. Последнюю процедуру следует повторять до тех пор, пока из системы не начнет сливаться чистая вода и после этого можно заполнять систему антифризом.


Если произошло небольшое загрязнение антифриза масляными продуктами, то могут подойти и другие промывочные жидкости LAVR - классическая (Classic), для коммерческого транспорта (Fortrucks) и синтетическая (Syntetic) которые также предназначены для удаления следов масла.

Помимо перечисленных промывок, можно подобрать аналоги и других производителей - Bizol,Pingo, CRC. Все они эффективно растворяют различные загрязнения и не наносят ущерба деталям и компонентам,входящим в систему охлаждения.

Промывка системы охлаждения двигателя народными способами

Существуют экзотические и менее цивилизованные способы промывки, придуманные народными умельцами, когда специальная автохимия не была настолько доступна.

Вместо загрязненного антифриза, в систему заливается сыворотка, немного выше минимального уровня в расширительном бачке (может израсходоваться до 10 литров). По времени, сколько держать в двигателе сыворотку единого мнения нет. Кто-то ездит с залитой сывороткой 200-300 километров, затем её сливают. Кто-то советует залить её, прогреть двигатель и оставить его работать вхолостую на период от 5 минут до одного часа.

Если слитая жидкость будет очень грязная и с масляными сгустками, то процедуру промывки сывороткой можно повторить одним из вышеуказанных способов. После промывки, необходимо пролить систему проточной водой, залить чистую воду, в очередной раз прогреть двигатель и дать ему поработать около 5 минут. Если сливаемая жидкость чистая, то можно заливать новый антифриз.


Газированные напитки

Кола, Спрайт и Фанта содержат ортофосфорную кислоту, способную растворять практически все что угодно. Смешивание производят в следующей пропорции - половина объема воды или антифриза и оставшаяся часть - напиток. Двигатель прогревают и дают поработать пять-шесть минут. Затем глушат мотор, и оставляют на полчаса отстаиваться.

После слива газировки, необходимо произвести длительное промывание системы водой, чтобы смыть оставшийся сахар.

Лимонная кислота

Для очистки, лимонную кислоту необходимо растворить в воде из расчета 1 кг порошка на 10 литров жидкости. При малом загрязнении количество кислоты можно уменьшить до 500 гр.

С залитым раствором, со средними оборотами двигатель должен проработать 15-20 минут, а затем дать ему отстояться примерно 45 минут. После слива, также необходимо хорошо промыть проточной водой систему.

Различные бытовые моющие средства для посуды очень хорошо отмывают жир и масло с любых поверхностей. Для промывки системы охлаждения их тоже используют. В систему добавляют полфлакона какого ни будь средства, при сильном загрязнении можно залить и полный полулитровый флакон.


Жидкость необходимо растворить в воде и залить в охлаждающую систему. Машину прогреть и оставить работать на 15 минут. Если сливаемая жидкость содержит большое количество масла, можно повторить процедуру несколько раз. Как вариант, с таким залитым раствором можно поездить на машине пару дней или по пробегу примерно 100 км.

Когда из системы начнет сливаться чистая вода (без видимых примесей масла), то надо промыть систему проточной водой и можно заливать свежий антифриз. Бытовые моющие средства обладают повышенным пенообразованием, поэтому при прогреве машины с залитым раствором необходимо контролировать расширительный бачок и заливную горловину радиатора.

Какой способ очистки выбрать

Если выбирать чем промыть систему охлаждения от оставшегося масла, то эффективней, выгоднее и безопаснее всегобудет использование промывочных жидкостей. Они специально разработаны для очистки и не содержат вещества агрессивные к деталям двигателя и системы охлаждения. Соответственно они не могут навредить деталям.По стоимости, купить промывку зачастую выходит дешевле чем народные средства. Перечисленные специальные препараты находятся в ценовом диапазоне от 200 до 600 рублей.

Очистка народными средствами не гарантирует хороший результат. В интернете на форумах можно найти много обсуждений как кому-то помогли народные способы, а кому-то нет. Их использование может не только не помочь, а и навредить. Например,ортофосфорная кислота, содержащаяся в газированных напитках может разъедать патрубки и сальники.

Вывод

При промывании двигателя,заполнять систему охлаждения, так же, как и слив жидкостей, необходимо производить при остывшем двигателе, для того что бы исключить возможность повреждения двигателя от перепада температур и получения ожога при попадании на кожу.

Изобретение и использование антифриза в качестве жидкости для системы охлаждения автомобиля избавило автовладельцев от ряда достаточно серьезных проблем. Во-первых, при воздействии отрицательных температур, поэтому его безопасно использовать в зимний период, не переживая, что не слитая жидкость после замерзания нанесет серьезные повреждения силовой установке. Во-вторых, в воде имелось большое количество солей, которые после нагрева оседали в виде накипи в каналах системы, значительно снижая ее производительность.

Но все же использование антифриза проблему с загрязнением решило не полностью, а лишь уменьшило ее. Да, в ее составе отсутствуют примеси, которые могут отложиться в виде накипи. Но зато в нем имеются присадки, которые после выработки ресурса выпадают в осадок, поэтому и рекомендуется проводить периодическую замену охлаждающей жидкости.

К тому же нередко бывает, что в качестве доливки используется антифриз другой марки. Из-за этого возможен конфликт присадок двух жидкостей, что тоже становится результатом появления осадка.

Бывает и так, что под рукой антифриза не оказалось, и в систему долили обычную воду. А это гарантия образования накипи.

Да и сама жидкость в любом случае будет вступать в реакцию с окружающей средой, несмотря на препятствующие этому присадки. А это обеспечит образование соединений, которые обычно становятся осадком. Не стоит забывать о том, что в антифриз через неплотности могут попасть другие технические жидкости, к примеру, масло.

Все это приводит к тому, что в каналах образуется значительное количество всевозможной грязи, которая оседает на стенках этих каналов, а если их сечение малое, то и вовсе возможна закупорка.

В результате тепловой режим работы двигателя нарушается, поскольку имеющиеся слои отложения препятствуют теплообмену. Из-за этого узлы и механизмы работают в условиях повышенной температурной напряженности, что сказывается на их ресурсе.

В дополнение охлаждающая жидкость не способна быстро отвести тепло, ведь пропускная способность каналов из-за грязи падает. А поскольку производительность насоса остается прежней, то в системе повышается давление, и в некоторых случаях оно может возрасти настолько, что сорвет патрубок системы.

Видео: Как ДЕШЕВО промыть систему охлаждения (на примере ВАЗ 2101)

Проблема с закупоркой каналов тоже не радует. Трубки малого сечения имеются только в двух элементах системы – радиаторах (основном и системы обогрева салона). При этом пропускная способность их снижается, что приводит к падению эффективности их работы. Из-за закупорки части каналов основного радиатора общий температурный режим двигателя повышается, и вероятность перегрева мотора увеличивается.

Если забивается радиатор системы обогрева салона, то печь плохо греет, а поездки зимой без печки – то еще удовольствие.

В общем, проблема с загрязнением системы охлаждения остается актуальной для автовладельцев и бороться с нею приходится им же.

Признаки загрязнения системы охлаждения


Для того чтобы уменьшить вероятность образования большого количества загрязняющих веществ, следует заливать только качественный антифриз, его же использовать для доливки, а также своевременно проводить замену. Но даже это не способно в полной мере защитить от появления грязи в каналах . Поэтому рекомендуется делать также промывку системы при помощи всевозможных средств.

Основными признаками того, что система охлаждения сильно загрязнена и требуется промывка, являются:

  • антифриз после замены очень быстро меняет цвет (он становится коричневой непрозрачной жидкостью);
  • в нем отчетливо видны сторонние элементы;
  • температура силовой установки в прогретом состоянии выше нормы;
  • система обогрева салона не греет.

Здесь стоит отметить, что степень загрязнения системы охлаждения может быть разной. Указанные признаки проявляются только при сильной загрязненности.

В зависимости от степени загрязнения и подбирается способ промывки. К примеру, если автомобиль новый и просто принято решение промыть систему ради профилактики во время замены, то достаточно залить обычную дистиллированную воду и прогнать ее по системе, а после залить «свежий» антифриз. Этого будет вполне достаточно.

Видео: Промывка системы охлаждения.

Условно промывку системы охлаждения можно разделить на неполную и полную. Первый случай применим для профилактики или при средней загрязненности. А вот полную придется проводить, если проявились все указанные признаки. Ее также следует проводить и в случае покупки авто на вторичном рынке (ведь неизвестно, как ранее проводилась эксплуатация и обслуживание авто, поэтому лучше обезопаситься).

Средства для промывки системы охлаждения двигателя?

Поскольку промывка будет вестись не для профилактики, а для удаления отложений, то придется использовать средства для промывки.

Их можно купить на авторынке (к примеру, средство для промывки системы охлаждения «Hi-Gear» или др.). Но можно использовать и народные средства. Первый случай более предпочтителен, поскольку в таком средстве (если оно – не подделка) собран оптимальный пакет чистящих присадок, и при соблюдении инструкции по использованию, никаких неприятностей не возникнет. Что же касается народных средств, то здесь приходится действовать на свой риск.


В качестве народных средств для промывки системы чаще всего используются:

  1. Лимонная кислота.
  2. Сыворотка (продукт переработки молочной продукции).
  3. Напитки «Кока-кола», «Спрайт».

Особенность всех этих средств сводится к тому, что в их составе имеется кислота, которая, вступая в реакцию с отложениями, приводит к их отслоению и выводу из системы. С лимонной кислотой все понятно, в составе сыворотки имеется слабая концентрация молочной кислоты, а в указанных напитках – ортофосфорной. Что касается последнего средства, то от него лучше воздержаться, поскольку в напитках помимо кислоты имеются и другие компоненты (тот же сахар), а его наличие в системе не желательно.

Как промыть систему охлаждения двигателя

Промыть систему охлаждения при средней загрязненности очень просто. Рассмотрим, как это делается при помощи средства «Hi-Gear». Для промывки потребуется:

  • чистящее средство;
  • дистиллированная вода (порядка 20-25 литров для двигателя с системой охлаждения объемом 5 литров);
  • новый антифриз.


Технология промывки такова:

  1. Перед началом работ следует открыть заслонку радиатора системы охлаждения (чтобы жидкость слилась полностью).
  2. Откручиваем сливные пробки и сливаем с системы отработанный антифриз.
  3. Приготавливаем моющий раствор (средство добавляем в воду в указанных пропорциях).
  4. Закрываем пробки и заливаем подготовленный раствор.
  5. Заводим двигатель и даем ему поработать на средних оборотах (2500-3000 об/мин) до тех пор, пока силовая установка полностью не прогреется.
  6. Глушим мотор и сливаем раствор.
  7. Полностью заполняем систему дистиллятом, заводим мотор, чтобы насос прогнал воду по системе. Сливаем.
  8. Повторяем промывку водой 2-3 раза. Нужно это для того, чтобы смыть остатки чистящего раствора, а также грязь. Промывку следует делать до тех пор, пока не будет выходить чистая вода.
  9. Заливаем новый антифриз.

Все работы следует делать аккуратно, чтобы не получить ожоги от разогретых сливаемых жидкостей.

Технология промывки с помощью лимонной кислоты и напитков «Кока-кола» не отличается от описанной. Но в первом случае важно правильно приготовить раствор (100 гр. кислоты на 1 литр воды), при этом следует проследить, чтобы кислота полностью растворилась. При использовании напитка никаких растворов приготавливать не нужно, для промывки система полностью заполняется «Кока-колой». После этого обязательно нужно промывать систему охлаждения дистиллированной водой несколько раз.

Видео: Промывка системы охлаждения ВАЗ (Обслуживание ВАЗ 2106)

Что касается сыворотки, то промывка с ее помощью проводится несколько по-другому. Поскольку концентрация кислоты в ней небольшая, то кратковременная промывка этим средством никакого результата не даст. Поэтому система с ее помощью моется так: система полностью заполняется сывороткой и двигатель эксплуатируется с ней в качестве охлаждающей жидкости. После пробега в 100-150 км она сливается, система промывается дистиллятом, а после заливается ОЖ.


Промывка системы охлаждения при сильном загрязнении

При сильном загрязнении существует вероятность того, что большое количество грязи, смытой со стенок еще во время промывки может закупорить каналы малого сечения. И чтобы этого не произошло, следует делать полную промывку.

Сводится она к тому, что после использования средства для промывки, необходимо демонтировать с авто радиаторы и промывать их дополнительно.

То есть, делаем так:

  1. Промыли средством, прогнали дистиллят по системе.
  2. Сняли радиаторы, промыли их внутри хорошим потоком воды (до тех пор, пока на выходе она не пойдет чистая).
  3. Ставим все на место.
  4. Снова промываем систему дистиллированной водой.
  5. Заливаем новый антифриз.

Чтобы в дальнейшем избежать сильных загрязнений, следует проводить профилактическую промывку каждый раз .

На техники, оснащенной двигателем внутреннего сгорания, включая и автотранспорт, используется жидкостная система, в которой поддержание температуры осуществляется за счет циркуляции жидкости – антифриза или тосола.

Жидкостная система охлаждения включает в себя каналы и трубопроводы, по которых движется жидкость, а также узлы и элементы, обеспечивающие циркуляцию антифриза по нужным каналам. Каналы и трубки – одно из «слабых мест» системы охлаждения.


Отложения на трубках

По мере эксплуатации авто в элементах системы охлаждения накапливаются отложения, которые оседают на внутренних поверхностях каналов и трубок радиатора охлаждения, радиатора отопителя салона и других элементов системы охлаждения. Они снижают пропускную способность трубопроводов, следствием чего является нарушение температурного режима мотора.
Основные признаки загрязненной системы охлаждения такие:

  1. После прогрева мотора стрелка температурного датчика постоянно показывает повышенную температуру.
  2. Вентилятор радиатора часто включается.
  3. Летом мотор быстро «закипает».
  4. Зимой печка слабо греет.


Откройте крышку расширительного бачка или радиатора и посмотрите на жидкость, находящуюся в нем. Антифриз бурого цвета с примесями – признак наличия большого количества грязи в системе.
Игнорировать проблему не стоит. Повышенная температура мотора сказывается на эксплуатационных показателях – падает мощность, увеличивается расход. Систематический же становиться причиной серьезных поломок – прогорания прокладки ГБЦ, коробления головки, разрушения кольцевых перемычек на поршне.

Откуда берется грязь?

Даже если постоянно следить за мотором и вовремя менять технические жидкости появление отложений. Они – следствие разложения антифриза, коррозионных и окислительных процессов, попадания пыли, износа и разрушения резинотехнических элементов. Ускоряет появление отложений смешивание антифризов, использование воды для доливки.

Поначалу примеси циркулируют с жидкостью по системе. Но потом они оседают на стенках, это происходит в первую очередь в каналах малого сечения – . Закупорка этих каналов сказывается на охлаждение двигателя – мотор перегревается, а печка при этом – не греет.

Для удаления отложений выполняется промывка. Операция по промывке элементов системы охлаждения несложная, можно сделать самостоятельно.

Покупные средства



Для удаления грязи используются специальные промывочные вещества. Они делятся по активному веществу:

  • кислотные;
  • щелочные;
  • комбинированные наборы;
  • нейтральные.

Накипь и осадок, образованный коррозионными и окислительными процессами удаляется только кислотными растворами, но они «бессильны» против продуктов разложения антифриза. А вот щелочные действуют наоборот – они удаляют осадок, оставленный антифризом, но не помогут .

Нейтральные средства работают несколько по иному принципу. Такие вещества еще называются автолюбителями «мягкой промывкой». В продаже они встречаются в виде добавок к антифризу или жидкостей для заливки в систему охлаждения. Суть их использования проста – добавляем присадку в антифриз или заполняем систему моющей жидкостью, накатываем определенный пробег, даем отстояться мотору и заменяем моющее средство свежим антифризом. К средствам для мягкой промывки рекомендуем автохимию компании «Моторесурс».
Что касается кислотных или щелочных средств, то промывка ними делается по такой схеме:

  1. Заполняем систему раствором дистиллированной воды с промывочным веществом (важно соблюдать пропорции).
  2. Выжидаем время, указанное в документации к средству.
  3. Сливаем раствор.
  4. Заливаем и промываем чистой дистиллированной водой.
  5. Заливаем новый антифриз.


Промывка системы производилась 8 раз.

При сильных загрязнениях возможно проведение процедуры промывки несколько раз. Среди известных производителей продукции для промывки следует отметить Liqui Moly, XADO, LAVR.

«Народные» методы

Отметим, что необязательно приобретать вещества для промывки на рынке. Эту операцию можно выполнить и с помощью «народных» средств:

  • дистиллированная вода;
  • раствор лимонной кислоты;
  • уксус;
  • молочная сыворотка;
  • напиток «Coca-cola».

Отметим, что народные средства – кислотные, кроме дистиллированной воды. Для удаления же отложений разложения антифриза придется приобретать щелочное средство.

Дистиллированная вода малоэффективное средство, но при этом и самое безопасное. Технология промывки дистиллятом очень проста – заполняем водой систему охлаждения, прогреваем мотор и сливаем воду. Такую процедуру выполняем 2-3 раза.

Дистиллированная вода – скорее профилактическое средство, поскольку она поможет вымыть только несильные отложения. Такую промывку можно периодически выполнять (к примеру, при каждой замене антифриза).

При использовании лимонной кислоты важно соблюдать пропорции при приготовлении раствора, поскольку сильно «кислая» жидкость окажет негативное влияние на резинотехнические изделия. К примеру, при использовании уксуса (9%, столовый), то при приготовлении раствора нужно 500 г. на 10 л воды. Но такая пропорция поможет только при несильных загрязнениях. Если же отложений много, то придется повышать концентрацию кислоты. То же касается и лимонной кислоты.

Промывка растворами уксуса и лимонной кислоты выполняется очень просто – заливаем раствор, даем поработать мотору 15-20 минут, после чего оставляем машину на 10-12 часов, чтобы кислота подействовала. После остается только слить раствор, промыть каналы дистиллятом и залить антифриз.

Что касается сыворотки, то её разводить не нужно, поскольку в ней низкое содержание кислоты. Главное, чтобы в сыворотке не было никаких примесей, поэтому перед заливкой сыворотка фильтруется.
Промывка сывороткой делается так – заливаем ее в систему и накатываем на автомобиле 100 км, после чего моем дистиллятом и используем уже чистый антифриз.
А вот «Кока-колу» для промывки лучше не использовать. Да, в ней присутствует ортофосфорная кислота, которая может отмыть отложения. Но также в напитке есть много сахара, который после прогрева мотора может «прилипнуть» к стенкам.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «export40.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «export40.ru»