История подводной лодки. Подлодка пытается показать свои зубы. История подводных лодок

Подписаться
Вступай в сообщество «export40.ru»!
ВКонтакте:

Подводная лодка - это судно, способное погружаться под воду и длительное время находится под водой, а также выполнять определенные военные операции. Подводные лодки используют в военной практике, как с разведывательной, так и с боевой целью. В мирных целях судна широко применяемы в исследовательских экспедициях.

Первые попытки

История подводных лодок очень глубока. Еще упоминал о похожих строениях, но отказался от идеи, опасаясь использования разрушительной силы в подводном мире. Согласно историческим данным, Александр Македонский пытался применять нечто похожее на подводный колокол с целью осуществления разведки. Запорожские казаки использовали особые лодки «Чайки», способные действовать в перевернутом виде.

Первая в истории подводная лодка появилась в 17 веке в Лондоне, будучи изобретенной физиком и механиком Корнелем ванн Дреббелем. Для приведения агрегата в рабочее состояние необходимо было 3 офицера и 12 гребцов.


Подводная лодка Корнелия ван Дреббеля

В 1634 году Иезуит Мерсен описал устройство подводной лодки, очень похожей на современный вариант.

Дэвид Бушнелл - американский изобретатель построил модель подводной лодки в 1776 г., впервые предназначавшейся для атаки врага. Лодка получила название «Черепахи» из-за внешнего сходства двух половин судна, спаянных между собой и напоминающих панцирь черепахи. В верхней половине был купол со стеклом. Однако при первой же попытке атаки лодка была уничтожена английским флотом.

Успехи и провалы конструкторов субмарин

В 1800 году Роберт Фултон разработал неплохую модель подводной лодки на 3 человека и представил ее Бонапарту. Однако многочисленные и дорогостоящие испытания судна показались Наполеону бесполезными, и он отказался от этой идеи.

Чертеж Роберта Фултона

В 1810 году была придумана лодка на 9 человек, но она погибла при одном из испытаний. Первый запуск ракет с подводной лодки был осуществлен с испытанной в 1834 году лодки Шильдера - российского изобретателя. Его гребные устройства отдаленно напоминали утиные лапы.

Гидростат Пейерна, разработанный в 1845 году впервые использовал в лодке разницу давлений. В последующие 10 лет лодка применялась для удаления подводных скал.

Первая подводная лодка, успешно участвовавшая в боевых сражениях, была американская «Ханли». У нее были несколько балластных цистерн, которые наполнялись водой для погружения и продувались вручную для всплытия. Для срочного поднятия лодки на поверхность были предусмотрены железные грузы, прикрепленные к днищу. Винт лодки вращался при помощи 7 матросов. В 1864 году субмарина потонула от взрыва, перед этим потопив вражеский шлюп.

Первая российская подлодка была построена на Балтийском заводе по чертежам Ивана Александровского в 1866 году.

В начале 20 века подводные лодки стали активно появляться в составе вооруженных сил многих стран мира.

Историю создания подводных лодок в России нужно отсчитывать от 1718 года, когда плотник Ефим Никонов из подмосковного села Покровское подал челобитную царю Петру I, в которой он предложил проект «Потаенного судна», который фактически представлял собой проект первой отечественной подводной лодки. Спустя несколько лет, в 1724 году на Неве творение Никонова, было испытано, да неудачно, поскольку «при спуске у того судна повредилось дно». При этом Никонов едва не погиб в затопленной лодке и был спасен при личном участии самого Петра.

За неудачу царь велел изобретателя не корить, а дать ему возможность исправить недочеты. Но вскоре Петр I умер, и в 1728 году Адмиралтейств-коллегия после очередных неудачных испытаний распорядилась работы над «потаенным судном» прекратить. Самого же малограмотного изобретателя сослали работать плотником на верфи в Астрахань. Ну, а что было дальше?

Последующие сто лет какие-либо подводные суда в России не строились. Однако интерес к ним в русском обществе сохранялся, и в архивах и поныне хранится немало проектов подводных кораблей, созданных людьми разных сословий. Архивариусы насчитали их аж 135! И это только то, что дошло до наших дней. Из реально же осуществленных конструкций отметим следующие.

В 1834 году была построена подводная лодка К.А. Шильдера. Она была первым в России судном обтекаемой формы с цельнометаллическим корпусом, поперечное сечение которого представляло собой неправильный эллипс. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования. Интересно, что приводить лодку в движение должны были... 4 гребца с веслами-гребками, наподобие гусиных лап. Зато вооружить подводную лодку предполагалось вполне современным оружием — зажигательными ракетами и минами.

Для освежения воздуха в лодке стоял вентилятор, соединявшийся с трубой, выходившей на поверхность, а вот освещение внутренних помещений предполагалось свечное. Такое вот сочетание допотопности с последними достижениями техники того времени привело к тому, что испытания подлодки шли с переменным успехом. И в конце концов она была забракована, хотя изобретатель уже предлагал в дальнейших модификациях своей конструкции заменить гребцов только что появившимся электродвигателем или даже поставить на лодку водометные движители. Шильдеру было предложено исправить выявившиеся недочеты конструкции за свой счет, чего сделать он не смог, поскольку и так уже вбухал в свое изобретение все имевшиеся у него средства.

Аналогичная судьба постигла и подлодку конструкции И.Ф. Александровского, испытания которой начались 19 июня 1866 года в Кронштадте. Она тоже была металлической, по форме напоминала рыбу. Для совершения диверсий водолазами на лодке имелась специальная камера с двумя люками, позволявшая десантировать людей из подводного положения. Двигателем служила пневматическая машина, а для подрыва неприятельских кораблей подлодка оснащалась особыми минами.

Испытания и усовершенствования субмарины продолжались до 1901 года и были прекращены ввиду полного разорения изобретателя, большую часть работ проводившего на собственные средства.

Оплачивал все расходы из собственного кармана и изобретатель С.К. Джевецкий, который в 1876 году разработал проект одноместной подлодки-малютки. Комиссия наряду с положительными качествами отметила малую скорость хода и непродолжительное пребывание под водой. В дальнейшем Степан Карлович усовершенствовал конструкцию и создал еще 3 варианта подлодки. Последняя модификация была принята к серийной постройке. Планировалось построить аж 50 субмарин. Однако в связи с начавшимися военными действиями полностью выполнить задуманное не удалось.

Однако одну такую субмарину Степан Карлович все же построил. Увидев ее зале Центрального военно-морского музея в Петербурге, я прямо-таки остолбенел. Передо мной находился как бы «Наутилус» капитана Немо, сошедший со страниц знаменитого романа Жюля Верна: те же стремительные обтекаемые линии, остроносый полированный корпус из блестящего металла, выпуклые иллюминаторы....

Но кто такой — Джевецкий? Почему у российского изобретателя столь странная фамилия?.. Оказывается, Степан Карлович Джевецкий, он же Стефан Казимирович Држевецкий, — выходец из богатого и знатного польского рода. Но поскольку Польша в XIX веке входила в состав Российской империи, то и Стефан, родившийся в 1843 году, стал числиться российским поданным.

Впрочем, первые годы детства, отрочество и юность он провел вместе с родными в Париже. Здесь закончил лицей, а затем поступил в Центральное инженерное училище, где, кстати, учился вместе с Александром Эйфелем — тем самым, кто потом сконструировал знаменитую на весь мир Эйфелеву башню.

По примеру товарищей по училищу Стефан Држевецкий тоже стал что-то изобретать. И не без успеха. В 1873 году на Венской всемирной выставке его изобретениям был отведен специальный стенд.

На нем среди прочего оказались и чертежи автоматического прокладчика курса для корабля. А когда выставку посетил генерал-адмирал, великий князь Константин Николаевич, он настолько заинтересовался этим изобретением, что вскоре Морское ведомство России заключило с изобретателем договор на изготовление автоматического прокладчика по его же чертежам.

Држевецкий переехал в Петербург. Вскоре прибор был создан и показал себя настолько хорошо, что в 1876 году его опять-таки послали на Всемирную выставку в Филадельфию.

В 70-е годы XIX века Држевецкий заинтересовался возможностью создания подводной лодки. Весьма вероятно, что не последнюю роль в возбуждении этого интереса сыграл и Жюль Верн со своим романом. В 1869 году в Париже начали печатать журнальный вариант «20 000 лье под водой», а Држевецкий, как мы знаем, владел французским столь же свободно, как и русским.

Так или иначе, но в 1876 году он подготовил первый проект небольшой подводной лодки. Однако в следующем году началась русско-турецкая война, и осуществление идеи пришлось отложить до лучших времен.

Држевецкий пошел добровольцем на флот. А чтобы не раздражать именитых родственников, записался матросом-волонтером в состав машинной команды вооруженного парохода «Веста» под именем Степана Джевецкого. Он участвовал в сражениях с турецкими кораблями и за личную отвагу даже получил солдатский Георгиевский крест.

Во время боев идея атаковать вражеские броненосцы с помощью небольших подводных лодок только окрепла. А поскольку Морское ведомство денег на осуществление проекта не дало, после войны Джевецкий решил пойти путем капитана Немо. И построил подлодку на частном заводе Бланшарда в Одессе за свои деньги.

К августу 1878 года одноместная подлодка из листовой стали невиданных для того времени обтекаемых форм была построена. Осенью того же года Джевецкий продемонстрировал возможности своего изобретения группе офицеров на рейде Одесского порта. Он под водой приблизился вплотную к барже, установил мину под ее днищем, а затем, отойдя на безопасное расстояние, произвел подрыв.

Комиссия выразила пожелание, чтобы «для практических военных целей» в будущем была построена лодка большего размера. Но денег на проект опять-таки не дали.

Но Джевецкий решил не отступать. Он заинтересовал своими идеями генерал-лейтенанта М.М. Борескова, известного инженера и изобретателя. И вместе они сумели добиться, чтобы в конце 1879 года в обстановке глубокой секретности «подводный минный аппарат» был спущен на воду.

При водоизмещении 11,5 т он имел длину 5,7, ширину 1,2 и высоту 1,7 метра. Четыре человека экипажа приводили в движение два поворотных винта, обеспечивавших как ход вперед или назад, так и способствовавших управлению всплытием и погружением, а также разворотами вправо-влево.

В качестве вооружения служили две пироксилиновые мины, располагавшиеся в специальных гнездах на носу и корме. При подходе под днище неприятельского корабля одна из этих мин или обе сразу отцеплялись, а потом подрывались издали электрозапалами.

Лодка понравилась чинам Военно-инженерного ведомства, и ее даже представили царю Александру III. Император поручил военному министру уплатить Джевецкому 100 000 рублей за оригинальную разработку и организовать постройку еще 50 таких же лодок для обороны с моря портов на Балтийском и Черном морях.

Меньше чем за год лодки были построены и приняты Инженерным ведомством. Половину требуемого количества изготовили в Петербурге, а другую — во Франции, на машиностроительном заводе Платто. И тут, похоже, имел случай промышленного шпионажа. Брат известного французского инженера Губэ работал чертежником у Платто. И через некоторое время Губэ подал заявку на патент, в которой описывался аналогичный подводный аппарат.

У нас же тем временем изменилась точка зрения на использование подлодок во время военных действий. Из оружия обороны береговых крепостей они стали превращаться в оружие нападения на вражеские транспорты и боевые корабли в открытом море. Но для таких целей малые подлодки Джевецкого уже не годились. Их сняли с вооружения, а самому изобретателю предложили разработать проект более крупного подводного корабля. Он справился с поставленной задачей и в 1887 году представил требуемый проект.

Для снижения сопротивления движению Джевецкий опять-таки сделал лодку обтекаемой и даже рубку спроектировал убирающейся. Подлодка могла погружаться на глубину до 20 метров, должна была иметь запас хода над водой 500 миль, под водой — 300 миль и способна находиться под водой 3—5 часов. Экипаж ее составляли 8—12 человек. Впервые подлодка была вооружена разработанными Джевецким же торпедными аппаратами.

Лодка вышла на испытания и показала неплохие мореходные качества. Однако прежде чем погрузиться, экипаж должен был загасить топку парового двигателя, что не позволяло лодке быстро погружаться в экстренных случаях, и вице-адмирал Пилкин проекта не одобрил.

Тогда Джевецкий несколько переработал проект и в 1896 году предложил его французскому Морскому министерству. В результате на конкурсе «Надводный и подводный миноносец» Джевецкого водоизмещением 120 тонн получил первую премию в 5000 франков, а торпедные аппараты после испытаний поступили на вооружение французской подводной лодки «Сюркуф».

Российскому же правительству изобретатель предложил новую подлодку, использующую бензиновый двигатель как для надводного, так и для подводного хода. Проект вскоре утвердили. И в 1905 году Петербургскому металлическому заводу был выдан заказ на постройку опытного корабля «Почтовый». Осенью 1907 года начались испытания подлодки, а в 1909 году в море вышел единственный в мире корабль, имевший единый двигатель для подводного и надводного хода.

Лодка во многом превосходила иностранные образцы своего времени. Однако пары бензина, распространявшиеся внутри при работе двигателя, действовали на моряков отравляюще. Кроме того, двигатель изрядно грохотал, а пузырьки воздуха, постоянно сопровождавшие движение «Почтового», не позволили использовать лодку как боевую.

Тогда Джевецкий предложил заменить бензиновые двигатели дизелями. Причем на больших глубинах, когда было затруднено удаление отработанных газов, должен был работать небольшой электродвигатель с аккумуляторной батареей. Джевецкий рассчитывал, что надводная скорость составит 12—13 узлов, а подводная — 5 узлов.

Кроме того, еще в 1905 году изобретатель предложил вообще удалить экипаж из подлодки, а управлять ею дистанционно, по проводам. Так впервые была сформулирована идея, к практическому осуществлению которой приступили лишь столетие спустя.

Однако Первая мировая война, а потом и революция помешали ему осуществить свои идеи на практике. Советской власти С.К. Джевецкий не принял, уехал за границу, снова в Париж. Умер он в апреле 1938 года, немного не дотянув до 95 лет.

А до наших дней дожил единственный экземпляр лодки Джевецкого. Тот самый, что стоит ныне в зале Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге.

Создание первого подводного судна в Российской империи можно отнести еще к 1921 году. Тогда по русским плотником Ефимом Никоновым была сооружена первая субмарина, которую знала российская история. Подводный создание которого планировалось на протяжении последующих веков, создавался в основном на бумаге, хотя были и исключения. Так, с 1879 по 1881 год в России было выпущено 50 субмарин, спроектированных польско-русским инженером С. К. Джевецким, которые, однако, работали исключительно за счет мускульной силы. История же российского подводного флота как составной части ВМФ страны начинается с 1906 года. Именно тогда императором Николаем II был подписан указ о его создании. На тот момент в Российской империи насчитывалось 10 субмарин.

Создание подводного флота

На рубеже XIX-XX вв. в руководстве Российской империи начали отчетливо понимать необходимость создания собственного военного подводного флота. Необходимость эта была вызвана успешным развитием подобной кораблестроительной отрасли в странах Европы и в США. Часть руководителей кораблестроения считала, что подводный флот России нужно создавать за счет иностранного производства. Часть же полагала, что Российская империя должна обладать собственными технологиями и предприятиями для производства подводных лодок.

Решающим фактором, повлиявшим на управление кораблестроения, явился срыв сделки по поставке американских боевых лодок в Россию. После этого было принято решение об отечественном производстве подводного флота России.

Первое боевое подводное судно, работавшее за счет было спущено на воду в 1904 году. Этим судном являлся миноносец «Дельфин», также называемый миноносцем № 133. «Дельфин» имел преимущества перед своими иностранными аналогами. Он обладал тоннажем в 113/135 т, развивал скорость до 9 узлов на поверхности воды и до 4,5 узлов под водой. При нахождении под водой судно двигалось за счет электромотора и могло совершать рейды дальностью до 28 миль.

Однако именно с 1906 года, с подписания императором особого указа о создании особого класса кораблей - подводных лодок, и принято вести отсчет их истории. Судостроительная отрасль страны в последующие годы развивалась очень быстрыми темпами. Уже к 1917 году в ВМФ России подводный флот насчитывал 73 подводных судна.

Развитие подводного флота в СССР

Годы революции и гражданской войны заставили всю судостроительную отрасль страны практически остановиться в развитии на долгие годы. Только в 1926 году был принят план, нацеленный на то, чтобы возродить некогда могущественный подводный флот России. Именно с этого времени начинается восстановление старых моделей, а также создание новых. Так, в первую очередь предусматривалось создание подводных лодок типа «Декабрист». Шесть таких лодок было выпущено в ближайшие годы. Они пришли на смену старым «Барсам» и обладали на тот момент характеристиками, нисколько не уступающими показателям иностранных моделей. Так, советские подлодки могли достигать скорости до 14 узлов и обладать дальностью плавания до трех с половиной тысяч миль. Кроме того, они имели шесть торпедных аппаратов и вмещали в себя до 53 человек. Не последним фактором успешного развития кораблестроения в стране явилось и назначение на пост главы конструкторского бюро талантливого инженера Б. М. Малинина.

Стоит отметить, что Советский Союз вел активнейшее сотрудничество в области кораблестроения с Германией. Так, для оснащения подводных лодок типа «Декабрист» из Германии доставлялись дизели. Кроме того, немецкие специалисты оказывали техническую помощь в процессе создания подлодок типа С. Они обладали высокими боевыми характеристиками и активно внедрялись в советский ВМФ. Помимо большого водоизмещения - до 1073 тонн - подлодки класса С могли достигать скорости до 19,5 узла и совершать плавания дальностью до 8200 миль. Также они обладали шестью торпедными установками.

Особым достижением отечественного кораблестроения в это время являлось проектирование и постройка подлодки типа К. Она обладала впечатляющим арсеналом, состоящим из десяти торпедных аппаратов и мощнейшей радиостанцией. Кроме того, на подлодке типа К имелось автоматическое дистанционное управление системой погружения и всплытия. Она могла достигать скорости до 21 узла, а дальность ее плавания поражала даже опытных подводников - до 14 040 миль.

Послевоенное время

Развитие кораблестроительной отрасли в послевоенное время характеризуется большим скачком в техническом оснащении субмарин, значительным улучшением их характеристик. Подводные лодки послевоенного производства обладали значительной скоростью, увеличенной глубиной погружения, большим количеством торпедных аппаратов. Кроме того, увеличился тоннаж подводных судов и длительность автономного плавания.

Однако серьезной проблемой оставалось дизель-электрическое устройство лодок. Иными словами, конструкторам необходимо было соорудить единый двигатель как для надводного плавания, так и для подводного.

Тем не менее в этот период широко начали развиваться океанические подлодки. Они вместе с морскими составляли два вида существующих подводных судов. Советские субмарины способны были оказываться в любой точке Мирового океана и вести там разведывательную деятельность.

Однако все еще не была решена проблема со способностью маневрировать лодкой на больших скоростях, а также с необходимостью частых всплытий для зарядки аккумуляторной батареи и регулирования запасов воздуха. Несмотря на это, в послевоенное время Советский Союз обладал исключительным превосходством над остальными державами, в том числе и над США, в качестве и количестве создаваемых подводных судов. Так, превосходство было достигнуто в таких важных характеристиках, как скорость, глубина погружения, профессионализм и стойкость экипажа.

Со второй половины 50-х гг. в стране начинается новый виток развития подводного судостроения. Теперь главной целью кораблестроительной отрасли являлось создание и развитие океанских ракетно-ядерных подводных лодок. Такие лодки должны были, находясь в любой точке Мирового океана, нанести ракетно-ядерный удар по стратегически важным позициям противника. Они также были оснащены средствами торпедной защиты.

Другим видом подводных лодок являлись многоцелевые судна, которые создавались для того, чтобы производить разведывательную и дозорную деятельность, а также бороться с атомными подводными ракетоносцами, осуществлять уничтожение кораблей противника и транспортных судов.

Создание атомных подводных лодок

Создание атомной подводной лодки в 1958 году открыло новую веху в развитии подводного судостроения. Благодаря атомному судостроению была кардинально решена проблема, касающаяся невозможности подводного судна находиться под водой большое количество времени. Кроме того, атомные разработки позволили субмаринам значительно увеличить скорость собственного хода как над водой, так и под водой.

Замена двигательной силы лодки назревала давно. Подводные суда не имели возможности осуществлять долгие из-за слабой мощности электрических моторов, несмотря на то что их постоянно усовершенствовали. Бензиновые двигатели также были далеко не самыми эффективными в работе. А кроме того, необходимость частых всплытий была вызвана еще и постоянной потребностью в пополнении запасов воздуха.

Первым атомным подводным судном, созданным Советским Союзом в 1958 году, являлся К3 «Ленинский комсомол». Закладка судна была произведена в 1955 году. Оно имело большое количество недоработок. Многие составляющие ее конструкции были изготовлены специально для нее. Так, для нее не использовался стандартный для подлодок корпус, а был спроектирован именно такой, который бы максимально увеличивал ее судоходные характеристики. С учетом этого, а также, безусловно, атомного реактора, лодка на испытаниях достигала скорости в 28 узлов. Причем этот результат был не максимально возможным, так как ресурсы лодки были использованы не на полную мощность. Хватало у нее, как уже было отмечено, и недоработок, и непродуманных особенностей. Так, подлодка не имела якорей, запасных дизель-генераторов и возможности обороняться. А кроме того, у нее были ограничения в маневрировании.

Стоит, однако, отметить, что специально созданные под нее макеты позволили натренировать будущих членов экипажа еще до ее выхода в свет и сделать из них профессионалов, благодаря чему атомная подлодка смогла сразу же после создания выполнять поставленные перед ней задачи. Атомный подводный флот России позволил ей удержать ведущие мировые позиции в составе СССР и отстоять свою независимость в 90-е гг.

Развитие отрасли в 70-90-е гг.

В конце 60-х - начале 70-х гг. стали развиваться подлодки второго поколения. Они отличались высокой скоростью хода, улучшенными боевыми характеристиками. Подводные суда второго поколения были оснащены электрохимической системой вентиляции воздуха взамен устаревшей опасной химической. Также они обладали улучшенным радиоэлектронным вооружением.

В период с 1967 по 1992 год на трех заводах страны было построено 48 атомных подводных лодок. С 1973 по 1982 год СССР было выпущено 18 дизель-электрических подлодок, обладающих резиновым звукопоглощающим покрытием корпуса. Такое нововведение позволило значительно увеличить их скрытность. Кроме того, для большей эффективности на них были установлены современные по меркам того времени дизели.

С начала 80-х годов прошлого века начали проектироваться и развиваться подводные суда третьего поколения. Отличительными и главными их чертами являлись более совершенное вооружение и значительно увеличенный тоннаж судна. Кроме того, велись работы и по повышению скрытности подлодок, и по улучшению их средств обнаружения противника. Скорость таких лодок могла составлять до 35 узлов. Улучшились и условия содержания экипажа. Также подлодки были оснащены спасательными камерами, которые позволяли в случае возникновения ЧП осуществить полную эвакуацию экипажа из лодки, находящейся в подводном состоянии.

Особо стоит отметить подлодки проекта 941 «Акула», которые являлись самыми крупными подводными судами в мире. Производство началось в 1981 году, и к началу 90-х количество их составляло 6 штук. Основой их вооружения являлись 20 крупнейших в своем роде твердотопливных ракет. Кроме того, эти подлодки были оснащены прочнейшим многоуровневым корпусом.

Подлодки четвертого поколения, разрабатываемые еще с конца 70-х гг., в 90-х гг. не получили должного развития из-за развала СССР и финансового г. Тем не менее конструкция их обладала значительными преимуществами, которые проявлялись в глубине погружения (до 400 метров) и в малой шумности работы.

Современный подводный флот РФ

Подводный флот России на современном этапе состоит из 76 субмарин разных видов и назначений. В ареал их применения входит уничтожение как подводных целей и кораблей, так и поражение наземных стратегически важных точек противника. Сюда относятся и дизельные субмарины, и атомные многоцелевые подлодки, и ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, и субмарины специального назначения.

Основа, из которой состоит подводный флот России, составляют лодки, построенные еще во времена Советского Союза. Однако следует отметить, что после трудного периода в стране вплоть до начала 2000-х начинает возрождаться атомный подводный флот России.

Ракетные крейсеры стратегического назначения

Значительную часть военной мощи, которую представляет подводный флот России, составляют атомные подлодки проекта 667БДРМ «Дельфин». На вооружении у страны в настоящее время имеется шесть таких судов. Все они относятся к Северному флоту. Также весомую угрозу для противника представляют лодки проекта 667БДР «Кальмар». К сожалению, сейчас на вооружении РФ имеется всего три такие подлодки, самая новая из которых была выпущена на воду в 1982 году. Эти подлодки несут службу в тихоокеанских широтах.

Подводный флот России 2014 года может похвастаться и наличием в своем составе, хоть и частично находящемся в резерве, атомных субмарин проектов 941 и 941УМ «Акула». Так, в составе Северного флота имеется крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской».

Многоцелевые атомные подводные лодки

В состав подводного флота России также относятся высоко боеспособные многоцелевые атомные подводные лодки. Яркими их представителями являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». В их задачи входит уничтожение подводных, надводных и наземных целей. Вооружение их состоит из торпед и крылатых ракет. Состоят эти субмарины в составе Северного флота (6 штук) и Тихоокеанского (5 штук).

Значительную мощь многоцелевых АПЛ РФ составляют подлодки проекта 949Ф «Антей». На данный момент они распределены между Северным и Тихоокеанским флотами. Число их достигает 8 штук.

К виду таких лодок относится и трагически затонувшая в 2000 году подлодка К-141 «Курск». Это была самая крупная трагедия подводного флота, которую знает новейшая российская история. Подводный флот России, к счастью, на современном этапе находится в намного более надежном состоянии, чем еще в начале 2000-х. Это позволяет быть уверенным в том, что ошибки и трагедии прошлого не будут повторены.

Северный флот, помимо прочего, обладает подлодками проектов 945 «Барракуда» и 945Ф «Кондор», дополняющими военную мощь, которую составляет военный флот России. 2014 год ознаменовался спуском на воду современной К-560 «Северодвинск». Эта лодка проекта 885 «Ясень» стала новейшим достижением отечественного кораблестроения. Согласно планам руководства страны к 2020 году таких лодок планируется произвести 8 штук.

Неатомные подводные лодки

Крупнейшим по численности видом дизель-электрических подводных лодок являются подлодки проекта 877 «Палтус». Они имеются на вооружении Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Существует несколько разновидностей этого проекта. Также планируется пополнить Черноморский флот подлодками проекта 636.3 - Б-261 «Новороссийск» в составе 5 штук.

Ранее существовали и значительные планы на введение в боевой строй лодок проекта 677 «Лада». Однако испытания показали большие недоработки в конструкции подлодки, вследствие чего специалистам пришлось внести значительные изменения.

Другие виды подводных судов

Подводный флот США и России, как известно, являет собой соединение самых мощных подводных кораблей мира. Однако в обеих странах немалое внимание уделяется проектированию и созданию специальной подводной техники. Так, новый подводный флот России обладает спасательными глубоководными аппаратами проекта 1855 «Приз». Известно, что только Северный флот включает в себя до десяти подводных аппаратов разной направленности, куда относятся как спасательная техника, так и исследовательская.

Из наиболее известных подобных аппаратов можно отметить лодку АС-12 «Лошарик», способную погружаться на значительную глубину вплоть до нескольких километров. Так, этот аппарат в 2012 году совершал исследовательские работы в Арктике на глубине 2 километров.

Перспективы развития отрасли

Несмотря на упадок страны в 90-х, сильнейшим образом затронувший подводное судостроение, можно говорить, что с началом 2000-х гг. ситуация постепенно начала меняться. Кроме того, происходит популяризация подводного флота, празднуются памятные даты. Так, в 2006 году исполнилось 100 лет подводному флоту России, в честь чего во многих городах проводились праздничные мероприятия, а в Уфе открыли памятник подводникам. Кроме того, страна ежегодно отмечает день подводного флота России 19 марта. История российского флота популяризируется и становится общедоступной. Профессия подводника манит многих школьников.

Однако развитие отрасли в целом в первую очередь должно основываться на проектировании и создании новейших видов подводных судов. Так, к 2020-му году планируется создать до нескольких десятков новых подводных лодок. Планируется спроектировать обновленный вариант проекта 677 «Лада» с использованием современной энергетической установки. Таким образом будет сделан значительный шаг в развитии неатомного подводного судостроения.

Стоит отметить и то, что наследие Советского Союза в виде старых подлодок постепенно списывается и заменяется на более новые образцы. Так, в музей подводного флота России была переделана подлодка Б-396 проекта ЦКБ МТ «Рубин». Она входила в Северный флот РФ и служила вплоть до 2000 года.

Создание подводной лодки является великим достижением человеческого разума и важным событием в истории создания и развития военной техники. Предназначение военной подводной лодки — действовать скрытно, невидимо, внезапно. В 1578 году англичанин Уильям Боурн впервые описал судно с воздухоподводящей трубкой, способное набирать и выпускать воду для изменения плавучести. Существовала ли такая лодка в действительности, неизвестно. Имеются сведения, что первую подводную лодку, обтянутую кожей, изготовил голландец К.ван Дреббель примерно в 1620 году, а король Яков I, якобы, совершил даже прогулку в ней по Темзе. К сожалению, чертежей этой лодки не сохранилось. Первым подводным судном, получившем практическое применение, стала «Черепаха», изобретенная в 1776 году в США французским изобретателем Д. Бушнеллом. В США изобретатель был назван «отцом подводной лодки». Экипаж подводной лодки состоял из одного человека. Несмотря на примитивность, она уже имела такие элементы современной подводной лодки, как герметичный корпус и винтовой движитель (правда, с ручным движителем). На вооружении судна была 70-ти килограммовая мина, помещенная в специальном ящике под рулем. Погрузившись, в момент атаки лодка тайно подбиралась под киль вражеского судна и освобождала мину из ящика. Мина всплывала наверх, ударялась о киль судна, после чего взрывалась. Летом 1776 года в период войны США за независимость лодка провела удачную атаку против 50-пушечного английского фрегата «Орел».

В 1800 году во Франции американец Фултон создал подводную лодку «Наутилус», напоминавшую по своей конструкции «Черепаху». Правда, вместо яйцеобразной формы с диаметром 2,5 м новая лодка имела сигарообразную обтекаемую форму при диаметре 2 м и длине 6,5 м, а команда состояла уже из 3 человек. На борту «Наутилуса» был баллон со сжатым воздухом, благодаря чему экипаж мог находиться под водой несколько часов. Появление в 1860 году судна «Подводник» Буржуа и Брюна ознаменовало новый этап в создании подводных кораблей. Ее размеры были значительно больше предыдущих кораблей, ширина составляла 6 м, длина — 42,5 м, высота — 3 м, а водоизмещение — 420 т. Работающий на сжатом воздухе мотор позволял развивать на поверхности скорость около 9 км/ч, а под водой — 7 км/ч. Мина на «Подводнике» крепилась на конце 10-ти метрового стержня, который помещали на носу корвбля. Благодаря этой особенности атаковать противника теперь можно было на ходу. В период гражданской войны в США (1861—1865г.г.) южане применили подводные лодки «Давид», длина которых составляла 20 м, ширина — 3 м. Лодка имела руль погружения и паровой двигатель. В начале 1864 года такое судно протаранило корвет северян «Гузатаник», который стал первой жертвой подводной войны.

В 1879 г. русский изобретатель Джевецкий предложил свою модель подлодки, снабженную педальным двигателем, пневматическим и водяным насосами, а также перископом, чтобы вести наблюдение за поверхностью, когда лодка находится род водой. Лодка была снабжена миной с резиновыми присосками, которая при атаке крепилась к днищу вражеского корабля. Запал в мине поджигался с помощью тока от гальванической батарейки. В 1884 году изобретатель установил на лодке электродвигатель, работавший от аккумулятора. Лодка могла двигаться со скоростью 7 км/ч около 10 часов. Она стала первой серийной лодкой на вооружении России (всего их было 50). В 1884 году швед Норденфель установил на свою модель паровую машину и самодвижущуюся мину (торпеду). Первую торпеду изобрел англичанин Уайтхед со своим помощником австрийцем Люппи. Хотя первые испытания состоялись в 1864 году, конструкция торпед практически не изменилась до самой Первой мировой войны. Движение торпеды (подводной лодки в миниатюре) осуществлялось с помощью пневматического двигателя, срабатывавшего от сжатого воздуха из резервуара. В передней части торпеды был детонатор и заряд, а дальше — баллон со сжатым воздухом, двигатель и регулятор, винт и руль.

В конце XIX в. Джон Холланд изобрел подлодку с бензиновым двигателем. Для движения под водой использовали электродвигатели, работавшие от аккумулятора. Впервые проект дизельной лодки разработал конструктор судостроительного завода в России Иван Бубнов в 1905 году. Спуск дизельной лодки «Минога» на воду произошел в 1908 году. Длительное время эффективность подводных лодок была ограничена небольшой скоростью хода и небольшой длительностью нахождения под водой. Аккумуляторы быстро разряжались, чтобы их подзарядить от двигателей надводного хода, лодки должны были всплывать на поверхность. В годы второй мировой войны стали пользоваться шноркелем для непрерывной работы дизельных двигателей под водой. Современным атомным подводным лодкам не требуется воздух для силовых установок, они совершают длительные переходы под водой без дозаправки горючим, несут на борту баллистические ракеты средней дальности, оснащенные ядерными боеголовками. На борту могут быть торпеды с акустической наводкой, а также крылатые ракеты.


Первым подводным судном, которое по праву можно считать боевым кораблем, стала «Черепаха», построенная в 1773 г. по проекту Давида Бушнелла. Произошло это в Североамериканских колониях Великобритании, и во время Войны за независимость американцам представился шанс опробовать новое оружие в деле.

Что же представлял собой первый действующий подводный боевой корабль? Подводная лодка Бушнелла заметно отличалась от всех предыдущих конструкций, и причиной тому были научные знания ее конструктора. Давид уже знал, что давление воды увеличивается с ростом глубины, и потому изготовил свою лодку из железа (первым в истории!), обшив ее поверх железных листов медными полосами. К тому же конструктор придал кораблю форму яйца, чтобы сферическая поверхность лучше выдерживала давление. Сверху этого «яйца» устанавливалась небольшая наблюдательная рубка, сделанная из меди. Эта рубка имела герметично закрывающуюся крышку, через которую человек мог протиснуться внутрь корпуса.

Лодка управлялась одним человеком; она плавала в воде в вертикальном положении, в чем ей помогал балласт - 700 фунтов свинца (в случае необходимости 200 фунтов можно было сбросить). В нижней части корпуса лодки имелись 2 цистерны. Они заполнялись через впускной клапан, который оператор открывал ногами. Осушались цистерны 2 маленькими ручными помпами. Бушнелл, естественно, не был знаком с принципами дифферентовки подводных лодок, поэтому его лодка не могла держаться под водой на заданной глубине. Чтобы решить проблему, он применил 2 «пропеллера», которые вращались с помощью рукоятей изнутри корпуса. Вертикальный должен был заталкивать лодку под воду, а горизонтальный - перемешать ее в нужном направлении.
Кроме того, Бушнелл знал, что порох может взрываться и под водой, причем в этом случае сила взрыва будет заметно больше, чем на открытом воздухе. Поэтому оружием лодки Давид сделал подводную мину, которая представляла собой законопаченный просмоленный бочонок со 150 фунтами пороха. Бочонок был приделан к бураву, который необходимо было воткнуть в дно судна и с помощью рукояти вкрутить его в дерево. Порох же подрывался часовым механизмом, который мог дать задержку до 30 минут. За это время подводная лодка должна была отойти на безопасное расстояние.

В ночь с 6 на 7 сентября 1776 г. состоялась первая в истории атака подводной лодкой корабля противника. Целью «Черепахи» был британский 64-пушечный линейный корабль «Игл», флагман адмирала Хоу. Атаку проводил сержант Эзра Ли – доброволец, ставший первым в истории командиром боевой подводной лодки. Он действовал ночью. Сержант заполнил цистерны так, что над водой оставалась только рубка; в таком положении американцы на шлюпках отбуксировали лодку поближе к британской эскадре. Затем Ли с помощью горизонтального пропеллера направился к противнику, хорошо видному в темноте из-за зажженных кормовых фонарей. Правда, сильное течение сносило «Черепаху» в море, но сержант вложил все силы в работу, и через 2 часа, совершенно вымотанный, все же сумел добраться до цели.
Приблизившись к флагманскому кораблю, Эзра Ли поднырнул под него, используя вертикальный пропеллер. Когда лодка оказывалась под днищем судна, небольшая положительная плавучесть прижала ее к корпусу цели, и сержант смог заняться своим делом – установкой мины. Однако американцы не учли, что англичане обшивали подводные части своих деревянных кораблей медью, чтобы предохранить корпуса от древоточцев, которые водятся в тропических морях. В результате бур, с помощью которого сержант Ли собирался прикрепить мину к цели, неожиданно для него наткнулся на медные листы. Эзра так и не смог проткнуть эту «броню». К этому времени уже начало светать, а «Черепахе» требовалась темнота, чтобы скрыться. Поэтому Ли отступил. Течение и горизонтальный пропеллер понесли его в родную гавань, однако проходящую мимо лодку заметили британские солдаты на острове Стаатен. Они немедленно спустили на воду шлюпку и бросились в погоню. Ли, поняв, что может попасть в плен, сбросил бочонок с порохом, чтобы хоть как-то облегчить лодку. Англичане, завидев плывущий на них бочонок, заподозрили ловушку и повернули назад. В этой гонке отважный Ли совершенно обессилел, но все же, хоть и с огромным трудом, смог благополучно вернулся к своим.
Это событие можно оценивать по-разному. С одной стороны, британский корабль остался цел. С другой - подлодка почти полностью реализовала замысел своего создателя.
Впоследствии подводная лодка Бушнелла еще дважды атаковала британские корабли, но вновь потерпела неудачу. «Черепахе» мешали бдительные часовые, которые замечали лодку на подходе и обстреливали ее из мушкетов.

Слева: «Черепаха» атакует линкор «Игл». Справа: «Черепаха» уходит от преследования англичан


Немалую роль в деле развития подводной лодки сыграл еще один американец - Роберт Фултон. В 1798 г Роберт Фултон предложил французскому правительству идею создания подводной лодки, с помощью которой можно минировать днища вражеских кораблей. Французская Директория заинтересовалась было проектом, но морской министр оказался против, и предложение Фултона было отвергнуто, так как финансовые претензии изобретателя были сочтены завышенными. Кроме того, французы посчитали такой метод ведения войны слишком зверским, и опасались, что он обесчестит французский флот.


Роберт Фултон


Лишь в 1800 г., когда у власти во Франции встал Наполеон, а Фултон смог представить ему действующую модель будущего «тайного» корабля, дело сдвинулось с места: Наполеон приказал выдать Фултону 10.000 франков на постройку подводной лодки. Она была заложена в конце 1800 года, спущена на воду на Сене в мае 1801 года, и наречена «Наутилусом». Интересно то, что лодка Фултона (первой среди всех предшествующих лодок) получила «зализанную» вытянутую форму: дело в том, что готовясь к постройке подводного корабля, Фултон провел целую серию экспериментов для выяснения формы тела, наилучшим образом обтекаемого в воде.
Корпус корабля длиной 6,5 м и шириной 2 м имел форму неправильного эллипсоида и медную обшивку на железных шпангоутах. Палубу лодки венчала небольшая рубка в форме полусферы; субмарина приводилась в движение винтом, который приходилось вращать руками. Для облегчения этого процесса и увеличения скорости хода в надводном положении на «Наутилусе» были установлены мачта и парус; при погружении они укладывались на палубу. «Наутилус» погружался, принимая воду во внутренние балластные цистерны, и всплывал, когда воду откачивали помпой; причем корабль мог погружаться на глубину до 30 метров – абсолютный рекорд для того времени! Но самым большим нововведением стал горизонтальный руль - предшественник современных горизонтальных рулей. Он должен был помочь удерживать лодку на заданной глубине. «Наутилус» мог развивать скорость под водой 1,2 узла и всплывать, заполняя и осушая балластную цистерну. Подводники (экипаж состоял из трех человек) дышали через дыхательную трубку, выведенную на поверхность воды и прикреплённую к поплавку. Это приспособление позволяло морякам оставаться под водой до 5 часов!



Устройство подводной лодки Фултона «Наутилус».


Что касается вооружения подводного корабля, то Фултон был вынужден использовать идею Бушнелла – никаких других видов подводного оружия тогда еще не существовало. Лодка Фултона имела шип в рубке, который втыкался в днище атакованного корабля. К шипу на тросике был прикреплен подрывной заряд. «Наутилус» должен был прикреплять заряд к днищу цели, отходить на безопасное расстояние и подрывать заряд специальным механизмом.
Первые испытания «Наутилуса» прошли в Париже, напротив Дворца инвалидов, в присутствии самого Наполеона. Лодка показала, как она движется в полупогруженном состоянии. Потом Фултон принял балласт, и «Наутилус» ушел под воду. Течение понесло лодку, и она поднялась на поверхность в 3 милях от точки погружения. Это была впечатляющая демонстрация, и Наполеон решил, что получил оружие, с помощью которого вырвет у Англии господство на море.
Фултон перевез свою лодку в Брест для опытов в открытом море, и там он решил продемонстрировать, как будет проводиться атака. На рейде Бреста была установлена старая шхуна. «Наутилус», имея подрывной заряд, пошел в атаку. Он поднырнул под шхуну, прикрепил заряд и разнес корабль в щепки. Испытания завершились триумфальным успехом!

Однако этот успех ничего не дал Роберту Фултону. К этому моменту потерявший бОльшую часть своего флота в Трафальгарской битве Наполеон решил отказаться от высадки в Англии, его планы теперь были обращены к востоку. Французские моряки тут же вновь заговорили о бесчестности «столь ужасного» оружия, и в феврале 1809 года, морской министр отказался от сотрудничества с Фултоном.
Фултон, как истинный деловой американец, тут же решил заработать у врагов Наполеона. Он пересек Ла-Манш и прибыл в Англию, где представил свое изобретение британскому Адмиралтейству. Фултону повезло, он сумел заинтересовать премьер-министра Уильяма Пита, но страшно напугал чиновников Адмиралтейства во время боевых испытаний, на которых он разнес на куски пожертвованный для этой цели бриг «Дороти».



Взрыв брига «Дороти» на рейде порта Уолмер 15 октября 1809 г. Рисунок того времени.


Его успех привел комиссию в ужас, адмиралов напугали безграничные возможности подводной лодки, которая могла поставить крест на могуществе британского линейного флота. Резюме было категоричным: «Мы не можем начать развитие такого рода военных действий, совершенно не нужного флоту, обладающему господством на море; ведь, оказавшись успешным, данный метод сразу лишит нас этого господства».
Разочарованный Фултон вернулся в Америку, где в 1810 году он убедил конгресс выделить ему деньги на постройку еще одной подводной лодки. Это был более крупный корабль, оснащенный паровым двигателем, который спроектировал сам Фултон. Верхняя палуба была забронирована железными плитами для защиты от орудийного огня атакованного корабля. Лодка была названа «Мьют» (немой), потому что паровая машина работала совершенно бесшумно. Однако во время показательных испытаний лодки все попытки взорвать выделенный для этого фрегат «Аргус» провалились: командир фрегата кэптен Роджерс организовал столь надежную охрану своего корабля, что каждый раз вовремя выводил его из-под удара. В результате президент Джефферсон отказался принять подлодки на вооружение американского флота, указав, что это можно сделать лишь после того, как удастся создать по-настоящему практичные и надежные подводные лодки и оружие для них. А вскоре Фултон умер, без него же никто не стал завершать дело. Про «Мьют» забыли, лодка сгнила и затонула прямо у причала.
Тем не менее, во время Англо-американской войны 1812 года американцы вспомнили о новом оружии, и вновь решили попытать счастья под водой. Имея на руках готовые чертежи лодки Бушнелла, они построили вторую такую лодку, которая в июле 1813 года атаковала линейный корабль «Рэмиллис», которым командовал капитан 1 ранга сэр Томас Харди, бывший командир флагманского корабля Нельсона «Виктори». Атака была произведена, когда «Рэмиллис» стоял на якоре возле Нью-Лондона. Однако часовые заметили за кормой корабля лодку, и немедленно подняли тревогу. Лодка погрузилась, и пошла в атаку. На «Рэмиллисе» поспешно обрубили якорный канат, и корабль снялся с места, уклоняясь от атаки. Вскоре британцы вновь обнаружили подводную лодку, однако она находилась слишком близко, чтобы ее можно было обстрелять; лодка поднырнула и прицепилась к килю «Рэмиллиса». Она находилась там полчаса. Моряк, управлявший подлодкой, сумел пробить дыру в медной обшивке днища, но бурав при этом сломался, поэтому прикрепить подрывной заряд уже не удалось. Атака сорвалась, однако подводная лодка не пострадала и благополучно вернулась назад.

Таким образом, уже в конце 18 – начале 19 веков подводные лодки заявили о себе, как о новом виде морского оружия. Они провели целый ряд учебных и боевых атак; и хотя пока еще они не добились боевых успехов, сама идея атаки из-под воды, казавшаяся ранее фантастикой, начала приобретать черты реальности…



Подводная лодка Фултона «Наутилус» в музее


Серия сообщений " ":

Часть 1 -
Часть 2 - История подводной лодки. Подлодка пытается показать свои зубы

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «export40.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «export40.ru»