Как плавает подводная лодка. Как плавают под водой.

Подписаться
Вступай в сообщество «export40.ru»!
ВКонтакте:

Атомные подлодки и прочие суда с ядерными энергоустановками используют радиоактивное топливо - главным образом уран - для превращения воды в пар. Полученный пар вращает турбогенераторы, а те производят электроэнергию для движения судна и питания различного бортового оборудования.

Радиоактивные материалы, подобные урану, выделяют тепловую энергию в процессе ядерного распада, когда неустойчивое ядро атома расщепляется на две части. При этом выделяется огромное количество энергии. На атомной подлодке такой процесс осуществляется в толстостенном реакторе, который непрерывно охлаждается проточной водой, чтобы избежать перегрева, а то и расплавления стенок. Ядерное топливо пользуется особой популярностью у военных на подлодках и авианосцах благодаря своей необычайной эффективности. На одном куске урана размером с мяч для гольфа подлодка может семь раз обогнуть земной шар. Однако ядерная энергия таит в себе опасность не только для экипажа, который может пострадать, если на борту произойдет радиоактивный выброс. В этой энергии заложена потенциальная угроза всей жизни в море, которая может быть отравлена радиоактивными отходами.

В то время были даже паровые лодки, но двигатель потреблял весь воздух, доступный экипажу. Ситуация улучшилась в конце 19-го века с помощью электродвигателей. Однако, так как они продолжались несколько часов, подводная лодка должна была появляться все время, чтобы зарядить батареи. Полная автономия появилась только в 1950-х годах с изобретением атомных подводных лодок. Двигаясь реакторами, они могут быть погружены на неопределенный срок. Что касается глубины, о нем даже не говорят: лучшие электрические модели достигли 260 метров.

Сегодня некоторые российские атомные подводные лодки достигают 850 метров. С текущим бюджетом программа ядерной подводной лодки займет, возможно, тридцать лет, что не представляется приемлемым. С развитием современных независимых систем бортовых двигателей для подводных лодок уже нельзя сказать, что в течение примерно тридцати лет вариант для атомной подводной лодки является правильным, потому что за все эти годы он будет потреблять процент выразительный бюджет ВМФ, который будет препятствовать бесчисленным другим проектам и, по истечении срока его развития, может не означать то же, что и сегодня.

Принципиальная схема машинного отсека с ядерным реактором


В типичном двигателе с ядерным реактором (слева) охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора и используется для превращения другой воды в пар, а затем, остывая, вновь возвращается в реактор. Пар вращает лопасти турбинного двигателя. Редуктор переводит быстрое вращение вала турбины в более медленное вращение вала электродвигателя. Вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Кроме того, что электродвигатель передает вращение гребному валу, он вырабатывает электроэнергию, которая запасасется в бортовых аккумуляторах.

Видигал - эволюция стратегического мышления военно-морского флота Бразилии. В последние годы Программа выжила в вегетативном состоянии из-за сокращения финансирования. Это решение было основано на предпосылке, что в случае возможного конфликта бразильский военно-морской флот окажется в невыгодном положении против противника, обладающего ядерными подводными лодками.

В дополнение к военной занятости ядерные двигатели, применяемые к подводным лодкам, имели бы двойное применение, позволяющее использовать реактор на атомных электростанциях на суше для производства электроэнергии. Будучи технологией «перетаскивания», она также принесет пользу развитию огромного спектра других технологий.

Ядерная реакция

В полости реактора атомное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, подвергается удару свободного нейтрона (рисунок ниже). От удара ядро расщепляется, и при этом, в частности, освобождаются нейтроны, которые бомбардируют другие атомы. Так возникает цепная реакция деления ядер. При этом освобождается огромное количество тепловой энергии, то есть тепла.

Он всегда считался долгосрочной программой созревания, направленной на оснащение Военно-морских сил подводных лодок ядерным двигателем с высокой степенью национализированных компонентов. Основная цель этих исследований состояла в том, чтобы проанализировать способы сохранения имеющихся возможностей и знаний в периоды между проектом одного класса атомных подводных лодок и следующего. Исследования содержат ценную информацию о самих проектах, с точки зрения сроков и количества требуемых людей и показывают, как каждый раз они производят подводные лодки.


Атомная подлодка курсирует вдоль побережья в надводном положении. Таким кораблям надо пополнять топливо лишь один раз в два-три года.


Группа управления в боевой рубке наблюдает за прилегающей акваторией в перископ. Радиолокатор, гидролокатор, средства радиосвязи и фотокамеры со сканирующей системой также помогают вождению этого судна.

Как в Соединенных Штатах, так и в Англии проект атомных подводных лодок осуществляется совместными усилиями между флотами и специализированными верфями. Процитированный период составляет около 15 лет, что включает в себя период строительства первой подводной лодки.

Эта команда остается на максимальной мощности в течение 2 лет, а в течение следующих 3 лет она сокращается примерно до 250 инженеров и техников. С этого момента, до доставки первой подводной лодки, команда остается постоянной, сокращаясь после этой даты примерно до 150 инженеров, которая снова остается постоянной до конца программы, которая в случае Англии совпадает с началом проекта новая серия атомных подводных лодок.

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

Уже было прокомментировано, что бразильская ядерная подводная лодка должна быть проще, чем класс «Астюта». Тем не менее, исследование Рэнд позволяет сделать некоторые оценки. Разумно предположить, что бразильская проектная команда требует пика около 700 человек, включая инженеров, техников и администраторов, на срок, равный или превышающий срок, требуемый классом «Астут».

Это ядро ​​инженеров, как минимум, 200 специалистов, должно быть сформировано, которое в нынешних условиях очень сильного спроса на национальный инженерный рынок займет не менее 5-7 лет. Военно-морская архитектура Машиностроение Электротехника Структурная инженерия Звуко - и вибрационные системы Динамика Взвешивание Инжиниринг Металлургия и сварочная техника Ядерная радиация Физика и защита Системы Инженерия Системы управления ядерными двигателями Инженерная безопасность и эксплуатация Инжиниринг Тестирование и ввод в эксплуатацию Управление проектами Разработка приложений: подробное управление. С учетом этих соображений можно оценить техническую команду для разработки первой бразильской атомной подводной лодки в 5 фазах.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Фаза 1: Формирование сердечника: составляет от 0 до 200 человек в течение 5 лет с высокой специализацией. Этап 2: развивается от 200 до 700 человек через 6 лет с высокой и средней специализацией. Этап 3: Остается максимум 700 люди в течение 3 лет. Фаза 4: Сокращение через 4 года от 700 до 250 человек с высокой и средней специализацией. Этап 5: Он остается постоянным, с 250 человек, с высокой и средней специализацией, до доставки подводной лодки.

«Бразильская военно-морская держава, если до этого нет новых инвестиций в оборудование». Предупреждение было дано командиром ВМС адмиралом Хулио Соарешем де Морой Нето в ходе публичных слушаний, проводимых Комитетом по международным отношениям и национальной обороне, 16 августа.


Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Инвестиции в ядерную программу ВМФ до сих пор осуществлялись за счет сокращения важных секторов и деятельности Сил, таких как эксплуатация объектов флота, закупка запасных частей, техническое обслуживание судов и обучение. И даже если рост бюджета будет иметь место, необходимо будет оценить, стоит ли строить атомные подводные лодки за 20 лет, когда разрыв между выполнением этих и обычных подводных лодок будет намного меньше благодаря технологическому развитию.

С объявлением Национальной стратегии обороны и почти постоянными ссылками на атомную подводную лодку в качестве идеального оружия для защиты «голубой амазонки», возможно, что одна бразильская атомная подводная лодка построена в один прекрасный день, но фундаментально, что до тех пор, ВМС Бразилии не пренебрегают достижениями обычных подводных лодок, а также инвестируют в другие двигательные технологии, не зависящие от атмосферы.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

До тех пор, пока не появится атомная подводная лодка, бразильские подводные лодки не могут полагаться исключительно на трубу, чтобы выжить в результате конфликта. Подводная лодка - это судно или корабль, который вместо того, чтобы плавать по воде, может проплыть глубоко в океаны.

Военные используют подводные лодки для патрулирования моря и для нападения на вражеские корабли во время войны. Военные подводные лодки обычно очень большие: они могут перевозить более 100 человек. Они также несут оружие, такое как ракеты и торпеды. Ученые, исследователи и исследователи часто используют небольшие подводные лодки для изучения морского дна и существ, которые там живут. Эти подводные лодки могут иметь механическое оружие, камеры и другие инструменты, помогающие ученым изучать подводный мир.

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Подводная лодка имеет огромные цистерны, называемые балластными танками, которые позволяют судну погружаться и возвращаться на поверхность. Танки заполнены водой, чтобы дать подводной лодке необходимый вес для погружения. Когда подводная лодка готова вернуться на поверхность, вода из балластного резервуара заменяется. Это делает лодку достаточно легкой, чтобы плавать.

Подводные лодки двигаются через топливные двигатели, батареи, источники ядерной энергии или их комбинацию. Пропеллеры заставляют лодку двигаться по воде. Экипаж подводной лодки использует сложное оборудование, чтобы найти свой путь через глубокие и темные океаны. Чтобы найти подводные лодки и другие цели, подводная лодка обычно использует гидролокатор. Сонар представляет собой радиолокационное оборудование, с той разницей, что он находит объекты с помощью звуковых волн.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Другое бортовое оборудование всегда обеспечивает чистоту воздуха и пресную воду для экипажа во время погружения подводной лодки. Это была лодка с капюшоном, покрытая кожей, которая могла достигать глубины 4, 5 метра. Подводная лодка - это средство передвижения, используемое военными и учеными. Это позволяет перемещаться под морем, чтобы избежать обнаружения или исследовать морское дно.

Миссия возвращения ядерной подводной лодки. Идея парусного лодку под водой не нова. Уже в Древности, более двух тысяч лет назад, это была идея построить подводные лодки, чтобы подняться по рекам, не будучи Конечно, это были очень примитивные лодки, похожие на перевернутые лодки. В течение долгого времени подводные лодки возобновили принцип дайвинг-колокола: один использует пузырь воздуха, захваченный плотным корпусом, и один движется потянутым другой лодкой или даже пешком, на дне вода.


Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

Придуманы торпеды, бомбы, способные направиться к цели и взрывающиеся против корпусов кораблей, но подводные лодки на самом деле не используются в боях. Чтобы двигаться вправо, влево, вверх или вниз, подводные лодки имеют управляющие поверхности, как на самолетах. Горизонтально это позволяет вам двигаться вправо или влево, используя давление воды из-за скорости. Вертикально, поверхности управления используют давление воды для наклона подводной лодки вверх или вниз.

Они называются рулевой барами и подводным баром на подводной лодке. Под водой подводная лодка слепа. У нее нет окон, чтобы видеть снаружи. Фактически, после определенной глубины свет больше не пересекает воду, темно. Чтобы узнать, где это, экипаж использует две техники.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Счетчик указывает, насколько глубоко подводная лодка играет по отношению к весу воды на корабле и измеряет пройденное расстояние и вычисляет скорость подводной лодки и, следовательно, ее положение относительно начальной точки. путешествуя по подводной лодке, поэтому отмечается на картах. Для измерения глубины используется давление. . Условия жизни на борту подводной лодки очень сложны, и необходимо представить себе более ста человек, живущих в металлической трубке длиной в сто пятьдесят метров, в течение семидесяти дней, отрезанных от мира.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Жизнь прерывается сдвигами, то есть круглосуточной службой наблюдения. Матрос берет его смену на срок не менее четырех часов, а затем переходит к следующему матросу. В подводной лодке дневной свет не проникает, он загорается электрическими лампами, и по этой причине в течение дня зажигаются обычные лампы, испускающие белый свет, но ночью, загораются красные огни. Поэтому можно видеть, что делает постоянно, но тело воспринимает разницу и может нормально функционировать.

В это время моряки отрезаны от своих семей, даже если они состоят в браке и имеют детей, и время от времени они получают личные сообщения, как правило, раз в неделю: семейные чаты. Оперативная база этих подводных аппаратов находится на Лонг-Айленде около Бреста. Отправляйтесь в невероятное путешествие на борту Грозного.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.


ЛАРК К-186 «Омск» пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название «Батон» - за форму корпуса и внушительность размеров.

· ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная). Такие лодки еще называют многоцелевыми. Их предназначение: уничтожение кораблей, других подлодок, тактических целей на земле и сбор разведданных. Они меньше РПКСН и имеют лучшую скорость и подвижность. ПЛАТ могут использовать торпеды или высокоточные крылатые ракеты. К числу таких АПЛ относятся американский «Лос-Анджелес» или советский/российский МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б».


Американский «Сивулф» считается самой совершенной многоцелевой атомной подводной лодкой. Ее главная особенность – высочайший уровень скрытности и смертоносное вооружение на борту. Одна такая субмарина несет до 50 ракет «Гарпун» или «Томагавк». Также имеются торпеды. Из-за большой дороговизны флот США получил только три таких подлодки.



Подводная лодка проекта 941 «Акула»

· ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). Это самая малочисленная группа современных АПЛ. Сюда входят российский 949А «Антей» и некоторые переоборудованные в носители крылатых ракет американские «Огайо». Концепция ПЛАРК перекликается с многоцелевыми АПЛ. Субмарины типа ПЛАРК, правда, крупней – они представляют собой большие плавучие подводные платформы с высокоточным оружием. В советском/российском флоте эти лодки также именуют «убийцами авианосцев».


Внутри подводной лодки

Детально рассмотреть конструкцию всех основных типов АПЛ сложно, но проанализировать схему одной из таких лодок вполне возможно. Ею станет субмарина проекта 949А «Антей», знаковая (во всех смыслах) для отечественного флота. Для повышения живучести создатели продублировали многие важные компоненты этой АПЛ. Такие лодки получили по паре реакторов, турбин и винтов. Выход из строя одного из них, согласно задумке, не должен стать для лодки смертельным. Отсеки субмарины разделяют межотсечные переборки: они рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков. Многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый РПКСН проекта 955 – на восемь.


Именно к лодкам проекта 949А относится печально известный «Курск». Эта субмарина погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Жертвами катастрофы стали все 118 членов экипажа, находившиеся на ее борту. Выдвигалось много версий происшедшего: самой вероятной из всех является взрыв хранившейся в первом отсеке торпеды калибра 650 мм. Согласно официальной версии, трагедия произошла из-за утечки компонента топлива торпеды, а именно пероксида водорода.

АПЛ проекта 949А имеет весьма совершенную (по меркам 80-х) аппарату, включающую гидроакустическую систему МГК-540 «Скат-3» и множество других систем. Лодка также оснащена автоматизированной, имеющей повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Симфония-У». Большая часть информации обо всех этих комплексах держится в тайне.

Отсеки АПЛ проекта 949А «Антей»:

Первый отсек:

Его еще называют носовым или торпедным. Именно здесь расположены торпедные аппараты. Лодка имеет два торпедных аппарата 650-мм и четыре 533-мм, а всего на борту АПЛ находится 28 торпед. Первый отсек состоит из трех палуб. Боевой запас хранится на предназначенных для этого стеллажах, а торпеды подаются в аппарат с помощью специального механизма. Здесь также находятся аккумуляторные батареи, которые в целях безопасности отделены от торпед специальными настилами. В первом отсеке обычно служат пять членов экипажа.


Второй отсек:

Этот отсек на субмаринах проектов 949А и 955 (и не только на них) исполняет роль «мозга лодки». Именно здесь расположен центральный пульт управления, и именно отсюда производится управление субмариной. Здесь находятся пульты гидроакустических систем, регуляторы микроклимата и навигационное спутниковое оборудование. Служат в отсеке 30 членов экипажа. Из него можно попасть в рубку АПЛ, предназначенную для наблюдения за поверхностью моря. Там же находятся выдвижные устройства: перископы, антенны и радары.


АПЛ проекта 955

Третий отсек:

Третьим является радиоэлектронный отсек. Здесь, в частности, находятся многопрофильные антенны связи и множество других систем. Аппаратура этого отсека позволяет принимать целеуказания, в том числе из космоса. После обработки полученная информация вводится в корабельную боевую информационно-управляющую систему. Добавим, что подводная лодка редко выходит на связь, чтобы не быть демаскированной.

Четвертый отсек:

Данный отсек – жилой. Тут экипаж не только спит, но и проводит свободное время. Имеются сауна, спортзал, душевые и общее помещение для совместного отдыха. В отсеке есть комната, позволяющая снять эмоциональную нагрузку – для этого, например, есть аквариум с рыбками. Кроме этого, в четвертом отсеке расположен камбуз, или, говоря простым языком, кухня АПЛ.


АПЛ с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class)

Пятый отсек:

Здесь находится вырабатывающий энергию дизель-генератор. Тут же можно видеть электролизную установку для регенерации воздуха, компрессоры высокого давления, щит берегового питания, запасы дизтоплива и масла.

5-бис:

Это помещение нужно для деконтаминации членов экипажа, которые работали в отсеке с реакторами. Речь идет об удалении радиоактивных веществ с поверхностей и снижении уровня загрязнения радиоактивными веществами. Из-за того, что пятых отсека два, нередко происходит путаница: одни источники утверждают, что на АПЛ десять отсеков, другие говорят о девяти. Даже несмотря на то, что последним отсеком является девятый, всего на АПЛ (с учетом 5-бис) их имеется десять.

Шестой отсек:

Это отсек, можно сказать, находится в самом центре АПЛ. Он имеет особую важность, ведь именно здесь находятся два ядерных реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт. Реактор относится к серии ОК-650 – это серия водо-водяных ядерных реакторов на тепловых нейтронах. Роль ядерного топлива исполняет высокообогащенная по 235-у изотопу двуокись урана. Отсек имеет объем 641 м³. Над реактором находятся два коридора, позволяющие попасть в другие части АПЛ.

Седьмой отсек:

Его также называют турбинным. Объем этого отсека составляет 1116 м³. Это помещение предназначено для главного распределительного щита; электростанции; пульта аварийного управления главной энергетической установкой; а также ряда других устройств, обеспечивающих движение подводной лодки.

Восьмой отсек:

Данный отсек очень похож на седьмой, и его тоже называют турбинным. Объем составляет 1072 м³. Здесь можно видеть электростанцию; турбины, которые приводят в движение винты АПЛ; турбогенератор, обеспечивающий лодку электроэнергией, и водоопреснительные установки.

Девятый отсек:

Это чрезвычайно малый отсек-убежище, объемом 542 м³, имеющий аварийный люк. Данный отсек в теории позволит выжить членам экипажа в случае катастрофы. Здесь есть шесть надувных плотов (каждый рассчитан на 20 человек), 120 противогазов и спасательные комплекты для индивидуального всплытия. Кроме этого, в отсеке расположены: гидравлика рулевой системы; компрессор воздуха высокого давления; станция управления электродвигателями; токарный станок; боевой пост резервного управления рулями; душевая и запас продуктов на шесть дней.

Вооружение

Отдельно рассмотрим вооружение АПЛ проекта 949А. Кроме торпед (о которых мы уже говорили) лодка несет 24 крылатые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит». Это ракеты дальнего действия, которые могут пролететь по комбинированной траектории до 625 км. Для наведения на цель П-700 имеет активную радиолокационную головку наведения.


Ракета П-700 Гранит

Ракеты находятся в специальных контейнерах между легкими и прочными корпусами АПЛ. Их расположение примерно соответствует центральным отсекам лодки: контейнеры с ракетами идут по обе стороны субмарины, по 12 на каждой из сторон. Все они повернуты вперед от вертикали на угол 40-45°. Каждый из таких контейнеров имеет специальную крышку, выдвигающуюся при ракетном запуске.

Крылатые ракеты П-700 «Гранит» – основа арсенала лодки проекта 949А. Между тем реального опыта по применению этих ракет в бою нет, так что о боевой эффективности комплекса судить сложно. Испытания показали, что из-за скорости ракеты (1,5-2,5 М) перехватить ее очень тяжело. Однако не все так однозначно. Над сушей ракета не способна лететь на малой высоте, и поэтому представляет собой легкую мишень для средств противовоздушной обороны противника. На море показатели эффективности выше, но, стоит сказать, что американское авианосное соединение (а именно для борьбы с ними создавалась ракета) имеет отличное прикрытие ПВО.

Подобная компоновка вооружения не характерна для атомных субмарин. На американской лодке «Огайо», например, баллистические или крылатые ракеты располагаются в шахтах, идущих в два продольных ряда за ограждением выдвижных устройств. А вот многоцелевой «Сивулф» запускает крылатые ракеты из торпедных аппаратов. Точно так же запускаются крылатые ракеты с борта отечественной МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б». Конечно, все эти субмарины несут и различные торпеды. Последние используются для поражения подлодок и надводных кораблей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «export40.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «export40.ru»